Сергей Иванович Ухин

10 Февраля 2014

У Ивана Андреевича (1876-1942) и его жены в девичестве Худобиной Анны Ивановны (1888-1966). (Смотри фото). в 1910 году родился сын Всеволод, а в 1912 году – сын Сергей.

Иван Андреевич Ухин  и   Анна Ивановна Ухина (Худобина)

Иван Андреевич Ухин и Анна Ивановна Ухина (Худобина)

Детские годы Сергея Ивановича прошли в Саратове на Волге. Представим Волгу его детства и саратовские берега, на которых родился мальчик Сережа. Великая река несла свои воды в естественном русле. Тогда ее течению не мешали гигантские «заборы» (ГЭС), а рукотворные моря еще не затопили красоту песчаных плесов. Хлопали плицами по воде неторопливые колесные пароходы, чумазые буксиры тянули баржи и длинные плоты, и всем на реке хватало месса. Весельная лодка для волжанина была предметом самой первой необходимости, без нее, как без лошади, - никуда. Надо было человеку махнуть на другую сторону реки при попутном ветре – приладит он к длинной палке полотнище и получится парус.

Не были редкостью на Волге и настоящие яхты, даже крейсерские. Парусное вооружение – гафельное, бермудское только входило в практику, на всей средней Волге треугольными парусами фасонила только одна яхта «Клео». В Саратове тогда действовали три яхтенных верфи (нынче – ни одной). В том же Саратове было три яхт-клуба.

Сережу Ухина привел в яхт-клуб дядюшка Михаил Жегин – заядлый яхтсмен. Большую яхту «Бой» мальчишка видел только с берега. Любовался ею, да не та была красота. Когда вышли на волжский простор, впервые ощутил он кожей упругость ветра, а ухо улавливало только один звук – плеск волны о борта. То была красота живая. И память хранила это ощущение всю его жизнь.

Любовь, если она любовь, всегда бывает с первого взгляда. Сережка Ухин готов был сутками драить палубу, откачивать воду из трюма, лишь бы не прогнали с яхты домой. Больше всего его поражала загадка: как быстро яхта мчит по волнам без винта, без пара и другой вспомогательной силы. Мальчишеское воображение легко поддается власти иллюзий. К счастью, Сергей Ухин не остался у них в плену. Разгадать техническую или природную загадку стало потребностью, неодолимой страстью, сопутствовавшей ему всю жизнь.

В одиннадцать лет Сергей уже полноправны член команды швербота «Ушкуйник». А еще он успевает поработать вместе с братом Всеволодом на яхтенной верфи – маляром. Лишь бы своими глазами увидеть, как сотворяется судно с идеальными обводами, стрелами мачт, хитроумным рангоутом и такелажем. Пожалуй, тогда и открылась ему непреложная истина- не бывает яхт, похожих одна на другую.

Сергей Иванович Ухин на Волге

На Волге

В те далекие двадцатые годы Сергей Ухин впитывал лишь азы кораблестроения. Среди его первых учителей был знаменитый яхтсмен Николай Алексеевич Мясников. Его знали яхтсмены всей страны: создатель Поволжских регат. Но вот закономерность судьбы: пройдут годы, и волжские традиционные мемориалы заслуженного мастера спорта, тренера яхтсменов олимпийской сборной на играх в Хельсинки, первого чемпиона страны Н.А.Мясникова неоднократно будет судить С.И.Ухин.

Большая насыщенная жизнь тем интересна, что ее орбиты пересекаются с судьбами других интересных людей. На «саратовский период» жизни Сергея Ухина выпало очень много таких пересечений.

На десять лет был старше его Иван Манн, впоследствии – известный капитан дальнего плавания, ходивший на дизельэлектроходе «Обь» к берегам Антарктиды. Близким другом был горьковчанин Ростислав Алексеев – талантливый конструктор, создатель судов на подводных крыльях. В этой компании яхтсменов оказался и Олег Антонов, увлекшийся потом планеризмом и так серьезно, что стал Генеральным конструктором, создателем самолетов «АН». Тогда же все они были мальчишками. А время было не сладкое. Вспомним ка начало двадцатых: Фритьоф Нансен объявляет сбор средств – голодающим Поволжья. Голод и яхты… Совместимо ли?

Рождались мечты, планы, проекты. Паруса подогревали творческое воображение, толкали на дерзкие поступки. Иван Манн первым отправляется в Ленинград поступать в «мореходное училище». Своим путем пойдет Олег Антонов, и сравнительно скоро о его самолетах заговорит весь мир. Дружкам О.Алексееву и С.Ухину предстояло еще не раз померяться силами на волжских регатах. В биографии С.Ухина войдут гонки на шверботах «Борей», «Марс», «Орленок», а потом и на красавце «Клео». Ростислав Алексеев отдавал предпочтение речным шверботам. И река оказалась его подлинной стихией. От паруса, как это ни странно, пришел Алексеев к подводным крыльям, Парус подарил ему идею и в буквальном смысле окрылил…

О.Алексеев и С.Ухин много раз встречались на гонках как соперники (В 1938 г. На второй Поволжской регате их главным судьей был В.П.Чкалов), но впоследствии больше встречались за чертежами – оба стали поклонниками яхт свободного класса. Алексеев был известен на Волге в тридцатые годы как создатель речных гоночных шверботов «Р-30» и «Р-45», а С.Ухин ввел в советский парусный спорт несколько модификаций более мореходных – шверботов свободного класса «М». Гонки на этих яхтахбыли, пожалуй, самыми массовыми а нашем парусном спорте.

Сергей Иванович Ухин – кораблестроитель, яхтенный конструктор, яхтенный капитан

Сергей Иванович Ухин – кораблестроитель, яхтенный конструктор, яхтенный капитан

Весь парусный флот Ленинграда и области конца восьмидесятых годов прошлого столетия Сергей Иванович Ухин знал превосходно – как председатель технической комиссии федерации парусного спорта и председатель Спортсудорегистра Ленинграда. На первый взгляд, общая цифра внушительная – 1090 парусных судов насчитывалось в то время в яхт-клубах города. Но здесь и парусная доска, и «Кадеты», и «Оптимисты». А вот «звездников» только два, «Торнадо» - 24…

История взлета и падения самого массового отечественного парусника прошла на глазах С.И.Ухина. «Эмки» берут начало с 1937 года, когда появились шверботы «М-20»(длина – 6 м, ширина – 2 м, площадь парусов – 20 м2, экипаж – 3 человека). После войны «эмки» стали выглядеть иначе: увеличилась длина судна, гафельное вооружение заменили бермудским.

С.И.Ухин и сам – замечательный гонщик. Уникальна коллекция его спортвных наград: 1937 г. – выиграл абсолютное первенство четырех морей на килевых яхтах и шверботах; был первым на первенствах СССР в классе «М» в Николаеве (1948 г.), занял второе место в Бердянске (1950 г.). Среди многочисленных спортивны трофеев – кубок., на котором выгравированы слова «переходящий» и «победителю соревнований». Этот кубок стоял при жизни Сергея Ивановича в его квартире более двадцати лет. Надеюсь, что стоит он там и сейчас, как память о замечательном отце сына Михаила и дочери Ирины.

Покинув Саратов, С.И.Ухин отправляется в Ленинград, в мореходку. 1936 г. Для него замечателен тем, что он получает высшую яхтенную квалификацию – «яхтенный капитан дальнего плавания».

Любовь к яхтам, к морю не прерывалась у С.И.Ухина даже в тяжелые годы блокады Ленинграда. Сергей Иванович закончил к тому времени второе высшее учебное заведение – Ленинградский кораблестроительный институт. Как хорошего специалиста его поставили на ремонт и строительство подводных лодок, бронированных морских охотников. Трудно поверить, что будучи высоким и статным мужчиной, в блокаду он весил 42 кг. И, не взирая на изнуряющий труд, он сумел перевезти на завод и этим спасти несколько шверботов и килевых яхт. Впоследствии удалось их отремонтировать и после снятия блокады выйти на них в Невскую губу.

Сергей Иванович Ухин за румпелем своей яхты

Сергей Иванович за румпелем своей яхты

Нужно подчеркнуть, что Сергей Иванович Ухин был одним из многочисленных создателей атомохода «Ленин». Его основная специальность была – корпусник. И в корпусе первого арктического атомного ледокола есть одна существенная ухинская деталь. Им предложен специальный «бивень» на форштевне для отвода льдов от зоны гребных винтов и еще много важных новшеств. Сергей Иванович рассказывал мне, что он встречался с директором Курчатовского института, академиком А.П.Александровым, когда тот приезжал на атомный ледокол «Ленин».

Print

Новости