Бюджет

01 Февраля 2014

Бюджет круизера. Статья седьмая из цикла «Школа практического яхтинга».

 

reWalls. - 001

 

 Сколько стоит путешествие вокруг света, из каких кирпичиков складывается бюджет круизера, какие принципы могут быть положены в его основу и как можно пополнить финансы в путешествии, вот основные вопросы, на которые попытаемся найти ответы. Так на что же нужны деньги круизеру?

Яхта.

Яхта, даже самая новая, требует к себе постоянного внимания, а значит, соответствующих трудовых и финансовых вложений. Как нам поведал один яхтенный капитан, который купил новый французский катамаран и отправился на нем в недлинный путь через Атлантику, в конце двухнедельного пути он насчитал 153 серьезные и мелкие поломки, и это на совершенно новой яхте!

По статистике, на поддержание яхты в работоспособном и безопасном состоянии в год требуется около 7–10% ее стоимости. А средняя стоимость 12-метровой яхты составляет от 90 до 150 тыс.евро. Не трудно подсчитать годовой эквивалент ее поддержки  – он равен от 4.5 до 10.5 тыс. евро в год, или от 300 до 900 евро в месяц.

Что входит в эти траты? Постепенный общий износ судна и отдельных его частей приводит к необходимости вкладывать в мелкий ремонт деталей, замену отдельных частей и механизмов, а также ремонт и покупку электро- и навигационного оборудования. Кроме того, не реже одного раза в год приходится проводить обязательный косметическо-восстановительный ремонт с подъемом яхты на берег.

Стоимость такого ремонта складывается из оплаты подъема лодки, стоянки на берегу в течение обычно недели, ремонтных работ, покраски в несколько слоев, в том числе необрастайкой. Затраты на это в «дешевом» регионе Венесуэлы составят примерно 4000 долл.

В Новой Зеландии эта сумма возрастет почти в 10 раз – там текущий ремонт может стоить 30 тыс. долл. США. Подержанная яхта требует еще больших вложений, но если не поддерживать ее в надлежащем виде, судно неминуемо придет в упадок и довольно быстро, особенно в тропиках, превратится в плавучее корыто.

Визы и формальности.

При динамичном движении, т. е. чередовании морских переходов с отдыхом на берегу с частым пересечением границ (обычно это происходит раз в месяц) или с заходами в незапланированные гавани для того, чтобы переждать ураган, также нужны средства для оформления виз и прочих допусков.  В среднем за год на это уходит около 1500–2000 долл. на человека, а на семейный экипаж из двух человек – около 250 долл. в месяц.

Питание.

Основной принцип практически каждого круизера – экономия. Эти люди щепетильны до мелочей. Они обязательно вычислят, где в городе самый дешевый супермаркет, и будут закупать продукты именно там. Это уже даже не прихоть, а своеобразный ритуал. Закупки оптом на большие переходы – большой резерв экономии средств.

На стоянках уходит немного больше денег, поскольку часто там приходится питаться в ресторанчиках или барах, а иногда принимать участие в дружеских вечеринках или приемах. Еда в «третьих» странах может быть дешевой, а вот в островных государствах глаза лезут на лоб от цифр на ценниках.

05-S - 002

Поэтому круизер старается тратить на еду там минимум. В этом смысле «дешевыми» регионами являются Марокко, Сенегал (Дакар), Остров Маргарита, Тринидад и Табаго, Панама, Эквадор, Индонезия, Фиджи, Новая Гвинея, Малайзия и Таиланд.

Индия и Шри-Ланка тоже относятся к дешевым регионам, но многие яхтсмены жаловались на низкое качество продуктов, купленных там: овощи и фрукты сразу начинали гнить, а в крупах заводились жучки. Все это, естественно, приходилось сразу же выкидывать.

Очень «дорогими» регионами считаются острова Французской Полинезии, Вануату, Новая Каледония, острова Кука, Австралия, Мальдивы. По словам американской семейной пары кругосветчиков, они были ограничены в средствах, поэтому в своем путешествии готовили на яхте и, тем не менее, питались неплохо. Расходы на еду составляли 100 евро в месяц на человека.

Тот, кто может позволить себе питаться в ресторанах и барах, тратит на это примерно от 200 до 600 долл. на человека. Что касается напитков, то, как оказалось, круизеры обычно большие фанаты пива – об этом свидетельствует несметное количество ящиков банок этого янтарного напитка на их яхточках.

Непонятно, как только они помещаются там. Непросто им приходится в странах, где господствует исламская религия. Там существует запрет на все спиртное, и его можно купить только в специальных магазинах по особой цене.

Топливо

Если ваша яхта – хороший ходок, то топлива будет уходить немного, только на подходы к портам, да на компенсацию штилей. Если вы пересекаете океаны и двигаетесь в пассатных ветрах, то двигатель практически не используется. Однако существуют обстоятельства, когда без двигателя не обойтись, даже если лодка прекрасно лавируется.

Например, это участок от Панамы до Галапагосских островов. В этом месте всегда, за исключением одного месяца в год, или присутствуют встречные ветра и течения, или постоянные штили. И 800 миль нужно как-то пробиваться до вожделенного пассата, который подхватывает вас у Галапагоссов.

Если вы идете в Красном море на север к Суэцкому каналу, неминуемо придется запасаться недешевым топливом в Йемене, чтобы пробиваться через встречные ветра и течения, которые там все время дуют. Около Сомали и о. Сокотра рука сама потянется к ключу зажигания, чтобы поскорее проскочить этот проклятый бандитский район.

В Средиземном море преобладают северозападные ветра, много штилей, есть и встречные течения, и тем, кто идет к Гибралтару, приходится несладко. Солярка там очень дорогая: в Италии, например, за 1 л придется заплатить 1.2 евро.

В районе от Арафурского моря до Малайзии, если вы чуть опоздаете с сезоном, то попадете в огромную штилевую зону, для которой характерны еще и постоянные встречные течения, так что там тоже понадобится много топлива, которое продается чужестранцам по завышенной в два раза цене, практически на уровне европейской.

19 - 003

Если вы, двигаясь на запад, решите идти через Магелланов пролив, то готовьте денежки и много-много канистр. Через этот пролив нужно пробиваться сквозь сильные ветра и течения, а пункты заправки очень редки. А затем уже в Тихом океане вы попадаете в обширную почти 1000-мильную штилевую зону, простирающуюся от о. Пасхи до о-вов Общества.

Топливо на тихоокеанских островах очень дорогое. Сильные штили могут поджидать вас и в Атлантике, если вы идете от Бермуд до Азорских островов. Наши французские коллеги провели в этом районе без движения около полутора месяцев, и, если бы у них был запас топлива, то чувствовали бы себя гораздо комфортнее.

Если говорить о цене на дизельное топливо, то, безусловно, она самая низкая в Венесуэле. Там литр солярки стоит 2 цента (всего лишь 50 наших копеек!). Вода там дороже солярки. Уходя на запад через Панамский канал, круизеры затаривают полные баки и еще заставляют всю палубу канистрами.

Этой солярки им хватает до Галапагосских островов, а то и до конца Тихого океана, поскольку после Галапагоссов все время дуют попутные пассаты. На самих Галапагоссах солярка тоже недорогая – 40 центов. Столько же стоит солярка в Египте, если ее покупать на бензоколонках.

Правда, это считается контрабандой, но тут помогает соответствующий «бакшиш». Однако, если вы бункеруетесь в маринах, то платите по европейским ценам. В Эритрее купить топливо – большая проблема. Там для иностранцев его не продают официально, а неофициально на бензоколонках купить можно, но немного, и под постоянным страхом быть пойманными.

Таким образом, точно оценить и усреднить расход топлива не представляется возможным. Он зависит от экономичности лодки, района плавания и выбранной стратегии движения: экономить и ждать погоды либо идти вперед, используя двигатель.

Досуг.

Это очень важная статья расходов. Вы путешествуете для ощущения полноты жизни, потому активный досуг становится просто необходимым элементом. Это и посещение достопримечательностей, и взятие на прокат машин или скутеров, и путешествия внутри страны, посещение музеев, выставок и т. п. Думаю, на это нужно закладывать минимум 200 долл. на человека в месяц. Конечно, если вы планируете в это время находиться на берегу.

Парковка в яхт-клубах.

Даже если вы предполагаете большую часть путешествия стоять на якоре, все равно время от времени придется парковаться в маринах. Например, в Сингапуре в последние годы закрыли все якорные стоянки и всех обязывают стоять только в маринах, а это обходится недешево. Стоимость суточной стоянки может колебаться от 5 до 100 долл. (например, на севере Сардинии).

В Италии и Греции существует не сколько бесплатных марин, их знают почти все путешественники, но это, конечно, приятное исключение из правил. В тропиках, в Карибском регионе, Тихом и Индийском океанах большинство используют якорные стоянки или буи.

Но за них очень часто тоже нужно платить, во всяком случае обязательной остается плата за парковку динги у причала (до 5 долл. в сутки). В яхт-клубах нужно платить отдельно за стиральные машины и заправку газовых баллонов.

Dm_ - 004

Если вы не отказываете себе ни в чем, то среднемесячная плата за парковку в маринах может составлять около 300 долл. для яхты и в два раза больше для катамарана.

Газ и газовые баллоны.

Советую сразу приучить себя к мысли, что в каждой стране вы будете покупать новый газовый баллон. Исключения случаются, и вам могут заправить баллон из другой страны, но для этого нужно вести его на газовую фабрику или платить агенту втридорога.

В среднем баллон с газом стоит 40 долл., и его хватает на месяц-два работы газовой плиты, если вы постоянно готовите на яхте. Если питаетесь в ресторанах, то баллона хватит месяца на три. Если у вас есть холодильник, работающий на газе, то он один за месяц съедает баллон или чуть больше.

Одежда, сувениры.

Большинство кругосветных и круизных маршрутов проходит в тропиках, поэтому траты на одежду минимальны. Почти все ходят в легких нарядах, а то и вовсе без них. Сувениры тоже покупают нечасто, поскольку места на яхте немного, а складывать их в дальний ящик не имеет смысла.

 Перелеты домой и обратно.

Пару-тройку раз за кругосветное путешествие обязательно возникает потребность побывать дома. Может, замучает ностальгия, а может, придется отлучиться по делам. Так что в год это может встать в 2000 долл. на человека.

Связь.

Если у вас есть спутниковый телефон, например, «Иридиум», то пакет трафика для него стоит около 800 долл. в год. Если в вашем распоряжении – коммуникационная система для яхтсменов «Sailmail», то плата за нее составит 250 долл. в год. В каждой стране, по-видимому, придется покупать sim-карты для телефона, но это обойдется в 20–40 долл. в месяц.

На берегу круизеры общаются в основном в интернет-кафе через Skype. Там же получают погодную информацию. Везде интернет очень недорогой, во многих странах существуют множественные незакрытые сети Wi-Fi, которые можно ловить прямо с борта судна, т. е. бесплатно.

Прочие статьи расходов.

Это так называемые непредвиденные расходы, но в среднем, если вы не экономите каждую копейку, рассчитывайте на 500 долл. на человека. Способы пополнения бюджета В сумме расходы на путешествие могут составлять от 1500 до 4000 долл. в месяц. Оптимальное время кругосветного путешествия, проведенного со вкусом, – четыре–шесть лет.

Конечно, лучше всего, если у вас есть свой работающий бизнес, который вы можете оставить, но который приносит вам соответствующий доход. Мы встречали таких людей. Они сумели так настроить свое дело, что оно требовало минимум контроля и траты душевных сил, но приносило необходимый доход.

iskya - 005

Еще одна возможность – сдать квартиру, если она есть, и путешествовать на эти деньги. По нашему опыту, ведя разумно экономную жизнь, можно сократить расходную статью до 600 долл. в месяц. Если ни того, ни другого нет, можно положиться на Бога и искать возможность заработать по пути своими талантами.

При этом, конечно, вы должны быть смелы, коммуникабельны и предприимчивы. И, кроме того, хорошо владеть языками, как минимум – английским. Тут нужно быть готовым ко всему, в том числе ко всякой работе и ее неожиданной потере. В этом случае придется жить по заповеди Христовой: «Будет день, и будет пища».

И действительно, очень многие круизеры не имеют гарантированных источников дохода, но идут по океанам и морям от страны к стране без страха о завтрашнем дне. Они смело ищут работу и легко находят ее. Конечно, нашему брату, россиянину, работать придется нелегально, ибо, как правило, у него нет рабочей визы.

Но все равно, бояться этого не стоит. Существует бесчисленное множество возможностей. Главное, верить!

Материалы предоставлены Национальной  ассоциацией шкиперов.

Андрей Фоминцев Капитан яхты «Благовест».

Источник:  «Катера и Яхты»,  №220.

Print

Новости