- Выбор раздела -

Пинегин Тимир Алексеевич

10 Февраля 2014

Звездный гонщик в классе «звездный»

Тимир Пинегин

Фото: Тимир Пинегин

​За год с небольшим до открытия летних Олимпийских игр в Пекине, в российской прессе еще не «набрали обороты» всевозможные прогнозы о шансах наших спортсменов в предстоящих баталиях. Да и руководители федераций, ОКР предпочитают в беседах отшучиваться, мол, «время покажет, зачем бежать впереди паровоза. Все идет по плану».

Но без сенсаций, «темных лошадок», взбирающихся на вершину Олимпа, не обходились ни одни из прошлых Игр... Подлинный восторг у почитателей спорта СССР, помнится, вызвала неожиданная победа экипажа яхты класса «Звездный» на Олимпиаде 1960 года в Риме. Рулевой Тимир Пинегин и матрос Федор Шутков в один миг стали национальными героями.

С Тимиром Алексеевичем, детство и юность которого прошли в Якутии, я встретился в его загородном доме в подмосковном поселке Архангельское.

- Конечно же, те победные олимпийские гонки я помню в мельчайших подробностях, как будто это было вчера, - отметил прославленный яхтсмен. - Средиземное море. Неаполитанский пролив, бодрящий ветерок. Упорная позиционная борьба. То, что позже назвали «русским чудом», было результатом наших жестких тренировок, слаженности действий. Хотя что и говорить, мы характерами с Федором отличались. Он весельчак и балагур, а я всегда был сдержан в эмоциях, не выплескивал их наружу. Друг не так давно ушел из жизни и общения с ним мне очень не хватает.

- В скольких Олимпиадах вам довелось участвовать в качестве спортсмена?

- Я прошел шесть олимпийских циклов - с 1952 по 1972 годы. В 1952 году в Хельсинки я был в резерве, и на дистанцию ни разу не вышел. Зато мог наблюдать, сравнивать, изучать технику. Ведь тогда я только постигал премудрости класса «Звездный». Прежде ходил на речных и морских парусниках. К слову, класс «Звездный» - американское изобретение, особенностью его считалась «наибольшая парусность», по отношению к размеру судна. В СССР их выпуск наладили в середине прошлого века в Таллинне.

На Олимпиаде 1956 года в австралийском Мельбурне заняли с Федором восьмое место, но мы к тому времени уже обзавелись новой яхтой, построенной в США, уже мысленно готовились к римской Олимпиаде.

И триумф спустя четыре года, в 1960-м, наступил. Тогда же Тими -ром Пинегиным была одержана еще одна победа, без гимна и фанфар. Победа над промашкой судейской коллегии. Суть в следующем: на главного соперника наших гонщиков - итальянца Агостино Страулино, немцы и багамцы подали протест, якобы тот нарушил правила. Пинегин, видевший, что нарушения не было, обратился к судьям, и доказал, что все было в рамках дозволенного. Тем самым лишил себя преимущества в баллах, а соревнования еще продолжались. Но в итоге победа была вырвана. Советский яхтсмен поставил общечеловеческие ценности, принципы олимпизма выше возможных неприятностей в собственной карьере и победил, войдя в элиту парусного спорта.

Тимир Алексеевич выступал на Олимпийских играх еще трижды - в 1964 и 1968 годах в классе «Звездный», а в 1972 году в классе «Солинг».

- В 1973 году вы перешли на тренерскую работу, стали главным тренером сборной СССР. Кто из ваших учеников добился успеха?

- Манкин, на московской Олимпиаде 1980 года. Он тренировался по моим методикам. Ныне он живет в Италии в окружении многочисленной родни, привезенной из СССР. Отношения с ним практически прекратились, поскольку учеником он оказался не очень благодарным. Но Бог нас рассудит.

- Так что в Неаполь вы пока не собираетесь, ну а Якутию не забываете?

- Я уже многие годы живу в столице, а сейчас в ее пригороде, но при каждом удобном случае стараюсь съездить в Якутск, где прожил до 16 лет. Очень радуюсь, что в республике спорт высших достижений и массовый счастливо уживаются друг с другом. Растет благосостояние людей. Конечно, вспоминается и грустное. Как же трагично сложилась жизнь моего отца, Алдана Дмитриевича - ученого, филолога, выпускника МГУ. В 1937 году он был репрессирован, И моя мать, которая тоже окончила МГУ по специальности математик, дабы уберечься от неприятностей, увезла меня и сестру в Москву. И даже изменила в документе одну букву в моей фамилии. Так моя якутская фамилия стала русской.

- А ваша мама любила спорт?

- Да, очень. Гоняла на глиссере по водной глади Клязьминского водохранилища на высоких скоростях. Хотела и меня приобщить к миру моторов. Но мне понравились яхты, стоящие неподалеку. Так и попал в клуб имени Баранова. 21 июня 1941 года, за день до начала войны, получил права рулевого второго класса.

Клуб и в годы войны работал, хотя многие гонщики и яхтсмены ушли на фронт. На следующий год я стал чемпионом Москвы, а в 1944-м - чемпионом СССР. Свои победы я посвящал памяти тех, кто не вернулся с полей сражений. В клубе стал инструктором, встретился со своей будущей женой Галиной, с которой после войны поженились. Так и живем много лет, душа в душу.

- Вы вместе с ней катались и на горных лыжах?

- Да, и через это прошли. В них достиг определенных высот, выиграл соревнования на призы Сталина, входил в сборную горнолыжников в 1948 году, готовился к выступлению на зимней Олимпиаде. Но немного не дотянул. Да и травмы мешали.

- Тимир Алексеевич, какова ныне ситуация в нашем парусном спорте? Есть ли у молодежи шансы добиться таких высот, как вы или тот же Манкин?

- Мы очень сильно отстали от современных требований. Методики устарели, а наши лучшие тренеры разбрелись по миру в поисках высоких заработков. Выигрывают в России гонки самоучки. Потеряно не одно поколение молодежи, которое могло бы овладеть секретами мастерства опытных яхтсменов. Коммерция ныне все задавила. Чемпионат России, как это ни удивительно, проходит сейчас в Ницце. Здесь у причалов одного русского олигарха «пылится» яхта класса «Дракон», лучшая на сегодня в мире. А в России, в распоряжении яхт-клубов, суда «не первой свежести».

Наш герой живет своей жизнью, старается исправить, изменить ситуацию в своем любимом виде спорта. Приезжает в Федерацию парусного спорта, кого-то пылко убеждает в необходимости преобразований.

Каждый год в адрес Тимира Пинегина приходят поздравления от королей Греции и Норвегии - страстных поклонников яхт. В Мадриде он жил в замке короля Испании, а президент МОК Жак Рогге на открытии монумента в честь юбилея парусного спорта подарил ему золотой значок со своего пиджака. Вот такой Тимир Алексеевич Пинегин уважаемый человек! 12 июня ему исполнится 80 лет. И можно только предположить, какая нелегкая в этот день будет работа у почтальонов. Короли - королями, но важно, чтобы и свои соотечественники не забывали.

 

 

Тимир Алексеевич Пинегин. 
Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР,  первый чемпион  Олимпийских  игр по парусному спорту в СССР 12 июня 2012 года  отметил свой юбилей -  85 лет.

Тимир Алексеевич Пинегин, заслуженный мастер спорта, шестикратный участник Олимпийских игр (1952, 1956, 1960, 1964, 1968 и 1972гг.), шестнадцатикратный чемпион СССР в классах «Звездный» и «Солинг», безусловно, является «легендой парусного спорта».

52 года назад экипаж талантливого рулевого Тимира Пинегина и шкотового Федора Шуткова, завоевал золотую олимпийскую медаль в дисциплине парусный спорт, в классе яхт «Звездный». Это была первая золотая олимпийская медаль Советского Союза в парусном спорте! Именно эта победа поставила нашу страну в один ряд с величайшими парусными державами мира, открыла дверь на пьедесталы последующих Олимпиад и мировых чемпионатов своим продолжателям – российским призерам и чемпионам.

Родился Тимир Алексеевич 12 июня 1927 года в Москве. Непростое детство Тимира заложило фундамент его волевого характера. В 30-е годы начались гонения на отца Пинегина, ученого языковеда, первого выпускника МГУ из Якутии. Мама Тимира, дабы уберечь их с сестрой, увезла детей в Москву, где Тимира сразу приняли в третий класс, благодаря домашнему образованию.

Тимир с детства любил воду, потому что жили они на берегу Лены. А вот познакомиться и навеки влюбиться в море удалось Тимиру только в возрасте 10-ти лет, когда он впервые приехал на летние каникулы в Ялту к тете. Парень он был крепкий, поэтому попросил тетю устроить его юнгой на пассажирский катер. Довоенная любовь к морю до сих пор живет в его душе.

Мама Тимира была очень спортивная женщина, летчица и чемпионка СССР по стрельбе. А еще она гонялась на глиссерах в Центральном водно-моторном клубе имени П.И.Баранова в Москве. Однажды она отвезла Тимира в Зеленую гавань за Клязьминским водохранилищем, которую очень любила, там в то время обосновались водно-моторники. Мама очень хотела, чтобы Тимир тоже освоил водно-моторный спорт.

А Тимира заинтересовали яхты. Его первым тренером был Георгий Афанасьевич Гордиенко. Первой яхтой был Ш-10 - парусный швертбот, на котором Тимир ходил целыми днями. Позже Тимир освоил тяжеленный «Моряне» класса Р-45 (тогда название класса давалось по количеству квадратных метров парусины). За год до войны Тимир ходил на ней в одиночку. Зимой ездил на Пресню в школу яхтенных рулевых второго класса. Там ему удалось найти довольно много материалов о парусных лодках: американские журналы – Yachting, немецкие яхтенные журналы. Гордиенко очень интересно вел занятия. Он рассказывал о гонках на America’s Cup, о которых в нашей стране тогда никто и не слышал, показывал иллюстрации, фотографии. Экзамен в школе яхтенных рулевых Тимир Пинегин сдал за неделю до начала войны.

22 июня 1941 года на Клязьминском водохранилище были гонки с пересадкой – чемпионат Москвы. Тимир Алексеевич вспоминает, как после двух гонок, начальник клуба по радио объявляет, чтобы все собрались. Молча, прослушали речь Молотова. Тогда Алексей Наумов, сильнейший гонщик тех времён, первый  сказал: «Назло Гитлеру догоняемся!». И гонки продолжились. Провели еще семь гонок. Потом был призыв, и клуб опустел.

Многие яхтсмены клуба работали в авиации. Остались ровесники Тимира, ребята в возрасте 14-16 лет. Целый флот стоял – бери любую лодку и гоняйся. Шла война, а они выбирали, на какой яхте пойти… В конце лета Пинегин выигрывает свои первые гонки закрытия сезона на швертботе Р-20 «Варяг».

Война быстро сделала Тимира взрослым. Тренер Тимира, Гордиенко ушел в артиллерию, стал полковником. Войска стали прибывать к осени. По берегу Клязьминского водохранилища шел противотанковый ров. С севера он прикрывал Москву. С вооружением было плохо, обороняющим привезли английские пулеметы. Тимир развозил эти пулеметы по позициям и сам стрелял из них. За это кормили, что было важно. А потом началась тяжелая зима.

В клуб вернулись только весной: на льду лежал разбитый самолет, под снегом виднелись гранаты. В яхт-клубах остались одни пацаны. Пока опытные гонщики воевали, они сами стали организовывать гонки.

В 1942 году Тимир выиграл первенство Москвы в классе «М» - морской швертбот с парусом в 20 квадратных метров, а на «Ш-10» выиграл Саша Чумаков. Тимир Пинегин был чемпионом Москвы среди взрослых с 1942 по 1945 гг., а в 1946г. уже начал участвовать во всесоюзных соревнованиях.

Но, заниматься парусным спортом удавалось только в свободное время, которого было совсем немного. Шла война. Капитаном команды был инженер А.В. Петров, который направил всех молодых ребят клуба учиться на авиационный завод - напротив стадиона «Динамо», где было учебное производство.  На учебном производстве работал с 72-килограммовой линейкой – чертил детали самолетов на  фанере. Полученные навыки пригодились ему позже при постройке корпусов яхт и пошиве парусов.

ончилась Великая Отечественная война. Тимир получил аттестат зрелости и продолжал работать на авиазаводе чертежником-конструктором. Одновременно продолжал заниматься спортом. Росло его мастерство, рос и счет его побед. Он выигрывал многие всесоюзные регаты и десять раз становился чемпионом Москвы.

Зимой, когда выпадал снег, яхтсмены отправлялись кататься с горы на лыжах, что заменяло им тренировки. Увлечение горными лыжами подогрела трофейная находка в 1945г.: огромное количество белоснежных лыж с креплениями немецкого подразделения «Эдельвейс» было свалено в яхт-клубе «Динамо» в Химках. Так началось повальное увлечение горнолыжным спортом, и Тимир не был исключением.

В 1947 году Тимир Пинегин стал чемпионом Москвы по слалому. В целом, хорошо выступил и на всесоюзных соревнованиях – был четвертым. А когда заговорили об участии СССР на зимних Олимпийских играх в этом виде спорта, Тимир Алексеевич вошел в сборную страны, в которой были Филатов, Ростовцев, Преображенцев, Гао. К сожалению, принять участие в Олимпиаде так и не удалось, потому что СССР не был членом олимпийского движения. 

С 1947 года тренировался в «Динамо». Кроме спорта, Тимиру ничего не было нужно, даже зарплата – лишь бы гоняться. 

В 1949 году поступил в институт физкультуры, Но учился недолго – разбился на буере на  озере Сенеж. Пришлось долго пролежать в больнице: трещины в ребрах и сильное сотрясение мозга. В итоге из института пришлось уйти, так как борьбу и лыжи сдать удалось, а гимнастику нет.

В 1952 году советские яхтсмены вошли в Международный союз парусного спорта и в это же время отечественные судоверфи начали изготавливать яхты международных классов. Накануне Олимпийских Игр в Хельсинки сильнейшие яхтсмены страны собрались на отборочный сбор а Риге. Тимир Пинегин поехал на  Олимпийские игры в Хельсинки запасным. Основным был Александр Чумаков.

Дебют  сборной команды в Хельсинки оказался неудачным. У яхтсменов не было достаточного опыта выступлений в столь крупных международных соревнованиях. Личное мастерство советских яхтсменов было на высоком  уровне, но выступая на старых, только что, купленных (буквально за месяц до начала регаты) яхтах, трудно было рассчитывать на успех. 

Сам Пинегин впервые увидел «Звездник» в Таллине в 1952 году. «Звездник» был очень красив. Легкий и быстроходный, изящный и надежный. А на белом парусе звезда – знак международного олимпийского класса. Потому-то эту новую килевую яхту, отличавшуюся простотой устройства, и назвали «Звездником». Она хорошо управлялась и в открытом море с волной, и на гладких озёрах, и в легкий ветер, и в шторм.

Пинегину «Звездник» сразу понравился. Да так, что с тех пор Тимир решил специализироваться в гонках на яхтах этого класса. Это решение еще более окрепло, когда в Хельсинки Пинегин наблюдал за лучшими гонщиками мира.

После Олимпиады 1952г. вся сборная перешла в ЦСК ВМФ. Начались годы тренировок и соревнований, как в стране, так и за рубежом. Готовясь к Олимпиаде 1960 года экипаж Тимира Пинегина получил быстроходный американский "Звёздник"  - яхту, с которой началось его восхождение к успеху.          

В феврале 1959 в Италии,  участвуя  в гонках экипаж Пинегина победил в двух регатах. Причем, особенно запомнилась  одна гонка, принесшая победу. Тогда стартовало 57 яхт, а до финиша дошло всего 4. Море сильно штормило, но людских потерь не было – у итальянцев хорошие спасательные службы.

Поистине «звездным» стал успех нашей команды на Олимпийских играх 1960 года. В отличие от других видов спорта Олимпийская парусная регата проходила не в Риме, а в Неаполе - с 29 августа по 7 сентября, и явилась самым крупным в истории олимпийских игр соревнованием по парусному спорту, как по количеству стран и участников, так и по высокому уровню спортивного мастерства. На регату в Неаполь съехались спортсмены из 46 стран.

В одном только «Звездном» классе, где все основные конкуренты имели на парусах золотые, серебряные и голубые звезды, присваиваемые чемпионам, были: десятикратный чемпион Европы, трехкратный чемпион мира и победитель Олимпийской парусной регаты в Хельсинки итальянец Августино Страулино, португалец X. Квина, американец Пэркс, швейцарец X. Бриннер, багамец Д. Ноульс, немец Б. Сплит и многие другие, среди которых были и наши, пока еще никому не известные, Тимир Пинегин с матросом Федором Шутковым.

Спокойствие и вера в победу не покидали советский экипаж, А если прибавить ко всему накопленное Пинегиным и Шутковым мастерство, то надежда на успех была большая. Но победа не приходит сама. Ее не ждут, а завоевывают. И Пинегин начал изучать местные ветры, готовить стратегию гонки. Он пришел к правильному выводу: гонки будет выигрывать тот, кто сразу  сумеет вырваться вперед. Догонять его будет труднее с каждым новым кругом. Значит надо быть первым, брать на себя роль лидера. Для этого нужно выбирать на старте такое место, откуда можно было бы уйти вперед быстрее всех.

Итак, от самого старта – вперед, вперед! Только так можно было прийти к победе. Свой тактический план экипаж Пинегина начал сразу выполнять на практике. За первые пять гонок экипаж набрал такое количество очков, которое практически обеспечивало первое место независимо от последующих результатов. Так было завоёвано первое «золото» для отечественного парусного спорта!

 

«Это был случай медленного угасания капитализма, - писал журнал «Ньюсуик» от 19 сентября 1960 года. – На Олимпийских играх Советский Союз впервые завоевал золотые медали в парусном спорте – традиционной игре, забаве банкиров и биржевиков. Ведь США имеют 1500 яхт «Звездного» класса. Советский Союз только 200».

Рулевые из разных стран приходили к Пинегину, чтобы раскрыть «секрет» его мастерства, шкотовые «пытали Шуткова о его умении откренивать лодку. Это ли не признание того, что советский  экипаж – «звезда» Звездников!

Говоря о «звездных» победах Тимира Пинегина хочется сказать несколько слов о его шкотовом – Федоре Шуткове, ведь победа, завоеванная в гонке, делится на двоих - на рулевого и шкотового. Все пять Олимпиад, весь спортивный период «Звездника» Тимир Пинегин прошел рука об руку с Федором Шутковым. Именно этот экипаж, как сильнейший, представлял нашу страну на международных соревнованиях.

Одним из условий, благодаря которому они добивались успеха, был синтез их качеств, позволявший им двоим, сидящим в одной лодке, создать «звездный» экипаж. Спокойный Пинегин, главное оружие которого – знание, и взрывной Шутков, чье оружие – сила. Они совсем разные. Но, может быть, именно это несходство и позволило им стать отличным экипажем.

Легендарный класс «Звездный» принёс в олимпийскую копилку СССР две золотые медали: Тимир Пинегин (1960г.) и Валентин Манкин (1980г.).

После триумфа в Неаполе Тимир Пинегин выступал на Олимпийских играх еще трижды – в 1964 и 1968 годах в классе «Звездный», а в 1972 году на новом для страны классе «Солинг». «Солинг» Пинегин начал осваивать в 1968 году. В 1973 году он выиграл чемпионат страны, в семи гонках из семи открывал финиш. После этого чемпионата ушел на тренерскую работу, к этому времени за его плечами была школа тренеров при ГЦОЛИФК.

В качестве тренера готовил сборную Грузии, трудился в ЦСО «Водник», а с 1980 по 1988гг., был гостренером по парусному спорту в Госкомспорте СССР. В статусе члена международного жюри Пинегин участвовал еще  в двух Олимпиадах: в 1984 году в Лос-Анджелесе, и в 1988 году в Сеуле. 

В активе «золотого» рулевого в общей сложности – 86 призов, и каждый ценен по-своему. Тимир Алексеевич считает, что рулевой и яхта – это единый механизм, если не чувствуешь яхту, то и победы не будет, будь хоть тактик семи пядей во лбу. Тимир Алексеевич всегда подходил к парусу, как к делу творческому. Необходимо накапливать опыт, совершенствовать тактику.

И эволюционный путь может быть довольно долгим, не менее 10 лет. В парусе невозможны скороспелые победы, до результата надо дорасти.

Тимир Алексеевич – почетный член многих зарубежных яхт-клубов: Нью-Йоркского, Чикагского, Темзенского, Испанского Королевского, Генуэзского, Французского, Неаполитанского и Хельсинского.

В настоящее время Тимир Алексеевич является президентом Фонда «Возрождение культуры парусного спорта». Безусловно, Тимир Алексеевич пользуется большим уважением, как в нашей стране, так и за рубежом. В 2009 году на церемонии вручения национальной премии «Яхтсмен года» он был назван «легендой парусной спорта».

В июле 2010 года в рамках чемпионата московского флота яхт класса «Звездный»  прошла гонка, посвященная 50-летнему юбилею завоевания первой в истории русского парусного спорта Золотой Олимпийской медали. В качестве почетных гостей регату посетил сам Олимпийский Чемпион Тимир Пинегин, а также его соперник по Олимпиаде 1960 года, известный итальянский яхтсмен Карло Роланди.

Каждый год, накануне 12 июня, в адрес Тимира Пинегина приходят поздравления от королей Греции и Норвегии - страстных поклонников яхт и многих других известных яхтсменов мира и нашей страны. Вот такой Тимир Алексеевич Пинегин уважаемый человек!

Использовались материалы  http://ysia.ru/news/6762/olimpietc_timir_pinegin_legenda_parusnogo_sporta.html

Print

Новости