22 Мая 2014
Зачем ребенку парус?
Много лет назад папа за руку отвел меня в яхт-клуб. Здесь, с Ваней Киселевым, Мишей Ухиным и другими мальчишками и девчонками мы шкурили яхты, ловили колюшку в рабочей гавани, убирали мусор и “выкатывались в моря”. Дворовые драки, портвейн из майонезной банки и отцовская папироса в подворотне не обошли и меня. Но детская парусная школа с теорией морской практики, такелажным делом, лоцией и навигацией, бассейном и футболом расставили приоритеты, я стал лучше успевать в школе, уверенность и ответственность постепенно вселялись в меня. Лето в Приморске, в спортивном лагере — незабываемо. Матросом на “Драконе” облазил с ребятами близлежащие шхеры, на тренировках “облизал” все отмели Бьеркезунда, встречал восход и засыпал с закатом...
Внутренняя свобода и парусное братство зарождались и крепли в нас, мальчишках и девчонках. Тусовочные понты подрастающей шпаны были ниже нашего достоинства. Мы начинали понимать, что такое полноценная жизнь...
Алексей СТАРКОВ, яхтенный капитан
Нас беспокоит будущее наших детей, и это естественно. Оно беспокоит нас даже больше, чем будущее парусного спорта. Но дети и есть будущее, в том числе паруса. На эту тему мы побеседовали с Сергеем Семеновым, руководителем и тренером детской спортивной парусной команды “Рауту” (Санкт-Петербург).
— В прошлом сезоне ваша команда показала неплохие результаты в классе “Оптимист”. Вы выиграли Первенство России по командным гонкам, Зимнее первенство, заняли призовые места на многих регатах, и, наконец, в сборную команду страны вошли двое ваших мальчиков и одна девочка. Как Вы сами оцениваете эти результаты?
— Я не считаю их выдающимися. Результаты, даже нынешние, — не главная цель для команды. Это лишь средство проверить, насколько правильно и эффективно мы работаем.
— А что же тогда цель? Зачем дети занимаются парусным спортом? Зачем Вы занимаетесь с ними?
— На эти вопросы кратко не ответишь. Во-первых, поскольку просто существуют море, ветер и парус. Они притягивают, их трудно не любить. Для одних здесь главное — романтика, для других — острота ощущений. Некоторые приходят в парусный спорт по семейной традиции.
Вот вы пишите о людях в море, о красивых яхтах и катерах. Значит, это кому-то интересно, значит, кто-то их покупает или собирается купить. Плохо, если люди узнают, что такое шквал и штиль, шкот и румпель только после покупки лодки. Для многих было бы лучше, если бы все началось в детстве — в парусной школе, в команде.
— Какие они, нынешние дети? Готовы ли они к парусному спорту?
— Сейчас многие жалуются, что дети растут не целеустремленными, пугает избыток соблазнов — компьютерные игры, мультики, МТV... Парусный спорт и учит детей целенаправленной деятельности, отлично формирует характер. Он требует разносторонней подготовки, причем, без запредельного развития каких-то отдельных качеств. Нужно уметь думать почти как в шахматах, угадывать ветер и просчитывать “ходы” соперников. Нужна физическая подготовка — сила, выносливость, координация. Надо уметь работать руками: без этого не подготовить яхту к гонкам.
Мы планируем результат и работу детей на предстоящий сезон. Делаем это вместе с детьми. Анализируем календарь соревнований, соперников, способности детей, тенденции развития. Ставим задачи “минимум” и “максимум” — подчеркиваю, вместе с детьми! Будешь заниматься кое-как — будет один результат. Сможешь не валять дурака, не просиживать часами, уткнувшись в телевизор, а брать по 30 стартов за тренировку, по 20 поворотов фордевинд при ветре 14 м/с на короткой дистанции — результат будет иной.
Поэтому я и говорю, что результат — это не самоцель, а способ самооценки.
— Я немало слышала о вашем летнем лагере, об интенсивных тренировках. Говорят, что ваши дети обращают на себя внимание и при огибании знаков, и на старте, и в сильный ветер...
— В лагере дети проводят на воде по 6 часов в день, 6 дней в неделю. Но они занимаются любимым делом, и, кроме того, к каждому применяется индивидуальный подход. Для маленьких или тех, кто устал, нагрузка меньше. При этом у ребенка есть выбор — постараться преодолеть себя и продолжить тренировку или при первой возможности улизнуть на пляж. И мы помогаем сделать правильный выбор.
Это тоже ответ на вопрос “зачем?” Парусный спорт дает прекрасную возможность воспитать характер, уверенность в себе, в своих силах. Один на один с ветром, с волнами выше головы... Не все получается сразу, но когда подросток научится, преодолеет себя, его за уши не оттянуть от сильного ветра и волн.
— А напряженный график тренировок и соревнований не лишает ребят “счастливого детства”?
— Наоборот, появляется возможность насыщенно и разнообразно проводить время, общаться. В 1999 г. мы проехали 23000 км; побывали в трех странах; гонки проходили в шести городах. (При том, что из-за ограниченности средств приходится участвовать только в самых необходимых мероприятиях.)
Сейчас организаторы соревнований заботятся о том, чтобы у ребят были не одни только гонки — организуют экскурсии, концерты, праздничные ужины (для детей, не для взрослых!)
Такие поездки, особенно на международные регаты, дают возможность ребенку проявить себя. Знание английского языка даже на уровне школы в сочетании с желанием общаться приводит к феноменальным результатам: дети получают специальные призы, у них берут интервью, о них пишут статьи и публикуют фото в газетах. К сожалению, пока это скорее исключение, чем норма для наших детей.
— Как выглядят наши юные гонщики на мировых первенствах?
— Это тоже к вопросу “зачем?” Мы мало гоняемся там и показываем, мягко говоря, не блестящие результаты. Нас плохо знают, нередко путают: что Россия, что Беларусь. Это огорчает, поскольку все большее число людей в мире занимается парусом, и высокие спортивные результаты — это престижно и для спортсмена, и для его страны.
Cовершенно очевидно, что уровень детского парусного спорта в России весьма невысок; отставание во всем — в материальной части, в начальной подготовке и подготовке ведущих спортсменов, в организации соревнований, в отношении к правилам и парусной культуре. Подготовить победителя, мне кажется, — еще не все. Я думаю, следует продвигать не какого-то одаренного мальчика или девочку, опираясь на их природные данные и возможности родителей, а создать команду которая смогла бы продвигать себ. Идея— в создании дружной команды, где слабые “поднимают” наверх сильных, а сильные подтягивают за собой остальных. Именно так мы относимся к текущим результатам. И нас радует, что при росте уровня детского парусного спорта, усилении конкуренции представители нашей команды удерживаются в числе лидеров, пусть и не всегда на первых местах.
— Нам удается кое-чего достигать в командных гонках. На Кубке Европы в 1999 г., где были даже американцы, российская команда “Рауту” (один спортсмен из Сочи, один — из Москвы, остальные питерские) всех приятно удивила результатами — пятые из 16-ти команд: три немецких, две датские, шведская, итальянская, хорватская, польская... Значит, мы на правильном пути.
— Чего недостает нашему детскому парусному спорту?
— Яхтенный спорт нуждается в спонсорах. Пока надеяться на серьезную поддержку со стороны государства не приходится: слишком много иных забот, помимо детей. Но определенная помощь есть: Федерация Парусного спорта проводит соревнования; некоторые поездки финансирует городской Спорткомитет; Комитет по делам молодежи помогает провести лагерь.
К сожалению, с помощью от коммерческих организаций тоже проблемы. Налоговые льготы невелики, традиций спонсорства и меценатства нет. В основном, помощь сводится к разовым акциям или целевой поддержке конкретного ребенка. Так, благодаря помощи фирмы “Фордевинд-регата” перспективному мальчику Михаилу Шереметьеву удалось войти в число сильнейших гонщиков России.
За рубежом детей поддерживают папы с мамами: ездят за своими чадами но всему миру, наблюдают с берега или с лодок за гонками. И нам остается надеяться на главных спонсоров в детском спорте — родителей.
Беседу вела Анастасия КОБЗЕВА
По материалам журнала “Капитан-Клуб” 1-2000
Print