08 Марта 2014
Этатехнологияимеет ужесвоюмаленькуюисторию. Двапятилетияпозади, началасьтретья «пятилетка». Мастера ЗDL однозадругимпринимаютнасебяновые обязательстваинеизменноисполняют обещанное, оправдываявозлагаемыена нихнадежды.
Парус 3DLзанимает заслуженнопрочные позициивмиреэлитных парусныхгонок, где уровеньтехнических требованийвполнесоответствуетуровнюцен, непугающихтолькосерьезныхзаказчиков. Но парусЗDLпробивает себедорогуивзонуинтересовлюбителей крейсерскихикруизных плаваний, болеескромныхвсвоихзапросах .
Страницыжурналовисвидетельства заинтересованныхочевидцевстановятсякрупицамиколлективнонакапливаемого знанияошагахпрогрессатехнологии 3DL. Всепребывает, однако, вдвиженииНе подошлоещевремяподводитьитоги. Но такикажется, чтороссыпьденьзаднем рождающихсясведений, всепрочитанное иувиденное, насегоднясамособойукладываетсявнекоеинтервью,которогов действительностинебыло, нокоторое полезнобылобы, бытьможет, —организовать, провести, записать. Таким «интервью» иследуетвосприниматьпредлагаемыйнижеэкскурсвновейшуюисториютехнологииЗDL дляпользы делаиудобствачтениярасчерченныйна «вопросы» и «ответы».
Технология 3DL—семь процедур.
—Парус 3DL—чтоэтовсе - такитакое?
—Типичныйпарус, построенныйсиспользованиемтехнологииЗDL, представляетсобойламинат— «сэндвич», спеченныйиз двух охватывающих слоев (прочная синтетическаяпленка) иодноговнутреннегослоя (паутинаещеболеепрочных синтетическихнитей). Взаконченном видетакойпарусявляетсобойцельную оболочку, площадькоторойнеобезображиваютнишвы, никакие — либострочки.
—Какивкакойпоследовательности формируюттакойпарус?
—Нормальнаятехнология 3DLпредусматриваетпоследовательноевыполнениеследующихсемипроцедур. Вначалесоздаютпрограммныйфайл (встандартеСАD/САЕ, содержащийисчерпывающуюинформациюоназначаемойзаказчиком «геометрии» паруса). Вэтот файлзаносятимножестводругихполезныхсведений; что — товнегодобавляют создателипарусаи «отсебя».
Послеэтого, используяподсказки компьютера, настраиваютмеханизированнуюформу—сложнойконструкции болван (пуансон). выпуклаяповерхность котороговточностивоспроизводиттусамую «геометрию».Поверхностьформыустилаютслоем пленки (послепроклеиванияипоследующейтермообработкиневозможнобудет разыскатьместастыковкиееисходных фрагментов).
Далее—ответственнаяпроцедура: подчиняясьдиктатувсезнающегокомпьютера, поверхностьпленкипокрываютвеерообразнымузоромсиловыхнитей (толькокомпьютернатотмоментзнает, по какойтраекторииследуеттянутьконкретнуюнить; толькоонзнает, гденитидолжнылежатьгущеилиреже; онназначает монтажное натяжениенити, ондозирует подачуклея, спомощьюкоторогонить сразужеприхватываетсякпленке). Вследзатемготовуюпаутинусиловых нитейпокрываютещеодним «внешним» слоемпленки, которыйпосвоимпоказателямобычнонеотличаетсяотее «внутреннего» слоя.
Далее, используямощнуютермоголовку (онаподвешенанатойжеконсоли, чтораньшеудерживалаустройствоподачинитей), притемпературе 150оСтщательнопропекаютполученныйтакимобразом «сэндвич». Издесьмногоемастера возлагаютнакомпьютер: этоонуправляетдвижениемголовки «вперед – назад» и «влево – вправо», онуправляетжесткорегламентируемымиперемещениямивнаправлении «вверх — вниз»; Наконец, позволивполотнуостыть, егоснимаютсформыиужевручную, дополняянеобходимымиаксессуарами, превращаютвсобственнопарус.
—Это абсолютножесткаясхема, или возможныкакие - то«вариации?
—Вцеломтехнологияустановилась. Новниманиемастеровпривлекаютвсе новыеиновые «строительныематериалы». Появлениекаждогоизнихможетпотребоватьсоответствующегоманевра. К примеру, присозданиипарусовповышеннойстойкостиодинизслоевпленкистализаменятьматериалом, усиленныммелкоячеистойсеткой.
Чемплохпанельный парус ?
—Чемхужепарус, сшитыйпотрадиционнойтехнологии, такназываемыйпанельныйпарус?
—Сампосебеонниплох, нихорош. Всемусвоясфераприменения. Тажефирма «НортСэйлс», идеологЗDLнесобираетсясворачиватьсобственногопроизводствапанельныхпарусов. Ноочевидно, что традиционноговидапарусконструктивно перетяжелен, егоформавовременинестабильна, онслишкомохотнопокрывается «морщинами».
—Егослабоеместо—швы?
—Именнотак. Грот 35 — футового «круизера — рейсера» сшитиз 40 — 50 полотнищ. Егоповерхностьпокрывают 60 — 70 швов. Получивветровуюнагрузку, такойпарус начинает «ползти» именнопо швам. Это расползаниенеобратимо. Увы, оноктому жевпринципенеравномерно. Ктоможет гарантировать, чтонатяжениенитив швейноймашинке, когдастрочатэтишвы, всевремябудетоднимитемже? Аесли удастсявэтойчастидобитьсяпорядка, чтоделатьсидентичнымишвами, которымприходитсяработатьподвоздействиисовершенноразличныхлокальных аэродинамическихнагрузок?
—Такипоявляются«морщины»?
—Конечно. Любоговиданеравномерностьилинеравнопрочностьимеетследствиемпоявлениеместныхнарушений формы. Ноещехужето, чтотакойпарус неспособендолгоудерживатьсвоюформу—вцелом.
—Ачтоозначает—конструктивное переутяжеление?
Всякоетканоеполотносущественноразличаетсяпосвоимхарактеристикам прирастяжении «вдоль» и «поперек». По этойпричине, собственно, панельныйпарусикомпонуютизотдельныхполотнищ, стараяськаждоеизнихвыложитьпонаправлениюдействияпредполагаемых главныхусилий, вконкретнойточкерастягивающихпарус. Ноисамыймалыйлоскут—отнюдьне «точка». Егопериферийныеучасткивпринципевсегдаработают нетак, какхотелосьбы. Чемэтоможно скомпенсировать? Итак, иэтак—всегдаза счетдополнительногоутяжеленияпаруса.
—Помиморастяжений «вдоль» и «поперек» тканыйматериал, изкоторого шьютпарус, вынужденпротивостоятьи другоговиданагрузкам?
—Этотемаособыхпереживанийпарусныхмастеров. Всякийтканыйматериалабсолютнобеззащитенпередсдвиговымивоздействиями. Возьмитевруки квадратнойформылоскутипотянитеего заполярноотстоящиеуглы! Всвязисэтим ихсвойством, кстати, пытаютсясоздать тканыематериалы, усиленныеещеидиагональнымплетением.
— Естьидругиебеды?
—Материалпанельногопаруса (исам парусвсвязисэтим) современемнеизбежноусыхаети «садится». Иопять — таки, всякоеусыханиеиусаживание—неравномерны. Заканчиваяэтотэпизодбеседы, достаточносказать, чтодвуходинаковых швоввприроденебывает. Отсюдаиберутсвоеначалонеприятностиибедыпанельныхпарусов.
3DL—легкий, прочный, долговечный.
—ПарусЗDL легок?
—Правильнеебудетсказать, чтоон легчепанельногопаруса—принекотором фиксированномсопротивлениирастяжению.Притакомвариантесопоставления, 3DLвсреднемлегчепанельногопарусана 20 – 30 %. Можноотыскатьиболееяркие свидетельства. Кпримеру, 3DLгенуя «Stагs & Stгiрes» имеетмассу 35 кг, вто времякакштатнаягенуя— 80 кг!
—Парус 3DLпрочен?
—Присопоставиморавныхвесахпарус 3DLобреченбытьболеепрочным. Его элементы, привлекаемыедляобеспеченияобщейпрочности, оптимальнораспределеныпоповерхностипаруса. Узор силовыхнитейнепростоживописен.Он рационален. Там, гдеотносительнонизки местныенагрузки, нитилежатназначительномрасстоянииоднаотдругой. Там же, гденагрузкивелики, узорболееплотен. Вкаждойточкепарусаэтинитиориентированыпосиловымлиниямнагрузки. Иначеговоря, парус 3DLрациональнотяжелвтехместах, гдеэтонеобходимо. Он легоктам, гдеэтодопустимо.
—Есть в этой частиеще какие - то секреты?
—ДостаточновзглянутьнаработающийЗDLчтобыраспознатьих. Сразузамечаешь, чтовсесиловыенитиначинаютсяизаканчиваютсянаперифериипаруса. Чащевсего—вегоуглах. Другимисловами, вотличиеотмногихшвовпанельного паруса, онинепрерывны. Нетконструктивныхразрывов, нетвынужденныхстыков. Иещеоднообстоятельство: силовые нитиследуютматематическигладкимкривым. Потомунетизломов—нетконцентраторовнапряжений. Парус 3DLпрочен, потомучтоонгармоничен.
—Гармониченидолговечен?
—Определеннодолговечен. Известныслучаи, когдаконкуренты 3DLзадавалисьцельюсоздатьпанельныепаруса, стольжеэффективныеаэродинамически итакиежелегкие. Опытпоказал, чтотакойпарустерялсвоизамечательныесвойствакмоментузавершенияпервойжесерьезнойгонки
— Еетьужестатистика, накоторую можно 6ыло 6ыопереться?
—Естьданные, которыесмеломожно привлекатькделу. Одинтолькопример. Экипажияхтвысшихгоночныхклассов, какправило, используютгроттрадиционнойконструкции, изготовленныйизкевлара, втечение 150 -200 гоночныхчасов. ОдинизпервыхопытовприменеиияЗDLвгонкахКубкаАмерики (DоnSmith’s Fаlсоn, 1995 г): нетеряясвоихсвойств, изготовленныепоэтойтехнологиигрототработалвтечение 350 часов. Известныиболее впечатляющиецифры. Практическиможно считать, чтопарусаЗDLвходесамыхсложныхиспытанийдемонстрируютвдвоебольшуюдолговечность, чемпанельные.
— 3DL стабильность «геометрии».
—ПарусЗDL долговеченвтомсмысле, чтоондолгоне рвется, чтоондержит форму?
—Конечноважно, чтотакойпаруспроченвжитейскомсмысле. Новажнеето, чтоонуникальнодолгосохраняеттребуемуюформу. Апологетов 3DLможноподозреватьвревности, когдаониговорят, чтоневозможнопанельныйпарусдважды настроитьодинаково. Панельныйпарус вчераисегодня, якобы, этосовсемразныепаруса. Носледуетпризнать, чтопоклонникиЗDL абсолютночестны, когдаутверждают, чтотакойпарус, настроенный определеннымобразом, геометрически абсолютноидентичентому, чтоонявлял собойивчера, ипозавчера.
—В этоможноповерять. Новостальном, чтокасаетсяформы, 3DLэквивалентенпанельнемупарусу?
—Отнюдь. Парус 3DLтаитвсебемассусвойств, окоторых, наверное, инезадумывалисьихсоздатели. Чтобынеуходитьоттемы, ещеодинтолькопример, впечатляющийинеожиданный: присменегалсапарусЗDL, вспецифическом смыслежесткий, быстреепанельногообретаетрабочую «геометрмю». Гонщик благодаряэтомувыигрываеткраткиемгновения, нотакиемгновениядорогогостоят. Вашаяхта, перейдялиниюветра, заметнобыстреенабираетположеннуюейскорость!
—Что-толюбопытноеможносказать отом, какпарусЗDL держит «горб», очерчиваемыйзадней шкаторинойгрота?
—Проблема «горба» —тема специальныхэкспериментов. Достаточнобыстро былозамечено, чтогрот, изготовленный ПОтехнологии 3DL, легкоможетобойтись безсквозныхлат, механическираспирающихпарус, дотягивающихсядомачты, упирающихсявнее. «Горб» неотваливается, соответствующаячастьпаруса — крыла работает, еслиееподдерживаетлишьдостаточнокороткиелаты. Понимание, почемутакпроисходит, пришлосовременем. Формальногарантиятого, чтотаквсе идолжнопроисходить, заложенавупоминавшемсяужепрограммномфайле…
—А по существу?
—Насловахвсеполучаетобъяснение, когданачинаешьпонимать, чтопарус 3DLсего сеткойсиловыхнитей, растекающихсяпо «геодезическимлиниям», можетработать, ивсущностиработает, какпланирующийпарашют, которыйнетребует себеопорыввидекаких-либолат.
—Чтоещеможносказатьоформе 3DL?
—Естьещеодин момент, о котором следовало бы упомянуть сразу. Стабильность формы паруса 3DL просматриваетсянетолькопооси «время». Оченьважныеоценкиможносделать, ориентируясь наось «балльность». ПарусЗDL, непасуя переднапоромветра, нетеряясвоей штатнойформы, способенработатьвотносительноболееширокомдиапазоне погодныхусловий. Чемэтооборачивается? Какодноизследствий: втомслучае, когданекаяяхтадолжнаиметьтрикомплектапанельныхпарусов, припереходена ЗDL длянеевозникаетвозможность, без каких — либопотерь, ограничитьсядвумя комплектами. Какговорится, судитесами.
Можноли перекраивать 3DL.
—Известно, чтотакойвопросзадают те, ктосамнеимелделасЗDL. Новсе–таки —можноилинельзя?
—Длятакихмастеров — яхтсменовперекраиваниепарусовявляетсячастьюих жизни. Плаватьподпанельнымипарусамиинеприкасатьсякнимножницами— длянихпротивоестественно. Дляслучая ЗDLнечтоподобноевозможно, ноэтовсегдабудетоставатьсяисключением.
—Зачемтогдаперекраивать 3DL? Ведь он обладает совершенной и стабильной формой?
—Хозяинпарусавсегдавправеоставатьсянедовольнымтем, чтоимеет. Для неговсегданужнооставлятьвозможность корректироватьформупаруса, которую кто-тодругойпосчитаетсовершенством.
—Где икакследуетпроизводитьтакую корректировку?
—Дляцелейкорректировкилучшебудетвернуть 3DLнароднойдлянегостапель (матрицу) ивоспользоватьсяштатнымтехнологическимоборудованием мастерской 3DL. Безусловноепожелание практическиодно: производитьиссечения парусатак, чтобывнаименьшейстепени затрагиватьсиловыенити. Чтожекасаетсяподлечиваниянебольшихдефектов— на 3DLхорошоприживаютсязаплаты, заготовленныеизмайлара.
—Можносказать, однако, чтоизготовители 3DLнеочень рекомендуютидтина корректировки, серьезнозатрагивающие структурупаруса?
—Какбылосказано, такиедействияв отношениипаруса 3DL—допустимыеисключения. Любителямработатьсформой, впрочем, следуетпомнить, чтовесьарсеналобычныхсредств, применяемыхпри настройкепанельногопаруса, действует издесь. Все, чтоможноделать, работаяс рангоутомитакелажем, применимодля случая 3DL. Ножницыздесь—этодействительнокрайняямера.
—Настраивайсебепарус, иникакой специфики?
—Несовсемтак. Естьоднаособенность, иеесразу—напрактике—отметятяхтсмены, чьяжизньпрошлавтенипанельногопаруса. Длятого, чтобыдостичь некоторогожелаемогоэффекта, работая спанельнымпарусомилипарусом 3DL, в последнемслучаедостаточнобудетприложитьзаметноменьшеефизическоеусилие.
Парус 3DL не дешев?
—Разговорыпоповодутого, хорош илиплохтотнлиинойпарус, имеетсмысл вести, еслиестьвозможность «осилить» егопокупку.Неслишкомливысокицены, запрашиваемыеза 3DL?
—Уместнозаметить, чтооднимизмотивов, всвоевремяподвигнувшихавторовконцепции 3DL наееразработку, был мотивэкономическойцелесообразности. Считалось, чтоноваятехнологияпозволит экономитьпроизводственноевремя (считай, чтоиденьги), чтовсвоюочередьпозволитобеспечитьнизкуюсебестоимость изготовленияпарусаЗDL.
- Не получилось?
—Всмыслеконцепцииделаобстоят великолепно. Всмыслезатратвремени, кажется, всенетакплохо. Ноонизкойсебестоимостивродебыговоритьещерано. Конкретнаяединицапродукциимастерской 3DLпокавыходитдорожепанельного парусасходныхпараметров.
—Тоесть, можносказать, чтопарус 3DLдорог, нонеслишком?
—Насамомделеситуацияполучше. Вопределенномсмысле 3DL дажедешевле. Мыужеговорилио том, чтовсережимность 3DL позволяетиметьнаяхтедва комплектапарусоввместотрех. Ктомуже отдельныйпарус 3DL, обэтомтожебыло сказано, технологическидолговечнеепанельногопаруса. Вместевзятое, всеэто означает, чтовозможнафактическаяэкономиясредств. Нетнеобходимостиоперироватьабсолютнымицифрами, иотносительныепоказателивесьманаглядны.
Ужеподсчитано: гоночныйпарус 3DLэкономическицелесообразен, еслионслужитнеменее, чемполторасезона. Ответ наглобальныйвопроспоповодудороговизны 3DL. становитсяочевидным, если учестьужеизвестное: естьпользователи, которыесосвоими 3DLвходятвсвойтретийгоночныйсезон.
—Вперспективеситуацияеще 6олее изменится—всвязиспоявлением 3DLна судахмассовойпостройки, накруизных яхтах?
—Этоужепроисходит. КруизныйЗDLподразумеваетбольшуюего «тиражность», котораявсвоюочередьподразумеваетменьшуюстоимостьединицыпродукции, теряющейсвоюуникальность.
—Владельцыкруизныхяхт, кстати, довольнысвоими 3DL?
—Значительнаячастьзаслуженно добрыхсловвадрес 3DLмыужепроизнесли. Но, имеяввидутехникумногонедельныхплаваний, следуетупомянутьеще ободномдостоинствепаруса 3DL—оего высокомсопротивленииистиранию.
—То, чтопарусЗDLпрозрачен, тоже позволяетэкономитьденьги?
—Оннетакужипрозрачен, ночто — токрупноечерезнегоотследитьможно. Еслиповышениебезопасностиозначает экономиюденег, то 3DL ивэтойчастиэкономическицелесообразен. Вусловиях предстартовой «толчеи», припересечении курсов, придвижениивблизинавигационныхопасностей—некотораяпрозрачностьЗDLможетбытьоцененаивденежномвыражении.
Резюме.
—В итоге, опираясьнасвидетельства практиков, чтоможноконцентрированно сказатьвпользуЗDL?
—Небоясьпреувеличений, можно сказать, чтопарус 3DL:
«вес—сопротивлениерастяжению«;
Взгляд, брошенныйнареалиипаруса ЗDLнастоящего дня, позволяетзаметить, чтоидеологитехнологииЗDL,ещенеготовыкатегорическиповлиятьнапрактику современного «парусостроения«. Их достижения, однако, определенноуказывают,вкакомнаправлениибудетразвиватьсянеизбежныйпрогрессэтойотрасли индустриияхтостроения.
Если парус слишком плоский или, наобо-рот, излишне полный, то чаще всего-для его нсправления прнходнтся распарывать по швам профилнрованные полотиища и обрезать нх по криволинейчым кромкам. Затем требуется сшить распоротые швы и внести корректнвы в величину и конфигурацию серпэ по перед-ней шкаторине. При этом может погребоваться некоторое добавление материала (замена од-ного профилированного полотннща более ши-роким) для того, чтобы компенсироватьсокра-щенне лннейных размеров паруса по высоте.
Нередко требуется нсправить профиль па-руса только в одной его части, например, сде-лать более плоским вверху. В этом случае нсправляют профнлнрованные полотнища и серп только в данной областн, не затрагнвая остальной плошади паруса. Особое внимаиие необходимо обратить на тот случай, когда местный дефект грота обу-словлен несоответствием характеристик изгиба мачты н серпа по передней шкаторине. Для решеиия этой проблемы необходимо выяснить. что более целесообразно — заменить мачту нлн перешить парус.
Иногда в процессе эксплуатаинн макси-мальная глубнна профнля перемещается в сто-рону задней шкаторины, при этом парус теряет эффективность. Такой дефект можно исправить, распоров швы профилированных полот-ниш в задией половине паруса и уменыиив кривизну кромок полотнищ в этой области. Аналогично поступают с парусом, имею-щим излишнюю полноту близ передней шка-торины.
Одним из наиболее распространенных де-фектов грота является слабая задняя шкаторина, что проявляется в ее вибра-ции при сильном ветре и отваливании кромки паруса под ветер в экстремальных условиях. Причинами этих явлений могут явнться: не-правильиая технология шитья паруса — ткань близ задней шкаторины недостаточно натя-нута; площади паруса и ветровым нагрузкам не соответствует прочность ткани; излишне большой серп, периодическое при^южение к задией шкаториие значительных усилий при спуске паруса; слишком жесткий булинь или жесткая ткань у задней шкаторины.
Описываемын дефект исправляют при по-мощи закладок. Их длина должна на 100— 150 мм перекрывать ширину дефектного уча-стка шкаторины, а величина «в» составлять 1—5 мм (рис. I, а). Эту работу рекомендуется выполиять в несколько приемов, чтобы не по-лучить излишне «закрытую» заднюю шкато-рину за счет закладок чрезмерной вели-чины. За счет использования клиновидных выре-зов-закладок можно удалить иэлишний, де-формированный растяжением, материал близ задней шкаторнны (рис. I, б).
Серп, очерченный плавной линией шкато-рины, можно заменить ломаной прямой — в виде Отрезков, соединяющих коицы лат. Эти линии рекомендуется выпо.инить слегка вогну-тыми — со стрелкой 8—15 мм. В случае чрез-мерного серпа его ширину можно уменьшить до 0,25—0,35 длины лат в соответствую-щем месте (рис. 1, в). Меиьшиезначения цифр относятся к парусам, сшитым из более мягкого материала, большие — к более жестким пару-сам.
Иногда причиной отвалнвання шкаторины под ветер является малая жесткость мачты в продольном направлеиии (рис. 2). В данном случае нужно попытаться исправить работу грота путем замены мачты или же соответству-юшим натяжением стоячего такелажа.
Стаксели шьют с вогнутой задней шкато-риной, что позволяет обеспечить эффективную работу этой части паруса. Если требуется по-высить жесткость задней шкаторины, можно увепичить ее вогнутость, но не более чем на 2 % от длины шкаторииы. Максимальная стрелка вогиутости располагается ближе к фа-ловому углу (особенно для парусов, рассчи-танных на сильный ветер).
Чрезмерио натянутая задняя шкаторина грота вызывает преждевре-менный отрыв потока воздуха от паруса, при этом уменьшается развиваемая им аэродина-мическая сила. Основными цричинами этого дефекта являются: усиление задней шкато-рины при шитье паруса под предварительным натяжением нлн использование для иее мате-риала с другими характеристиками растяже-ния по сравнению с основным материалом (рис. 3, а); ошибки в профилировании полот-нищ у задней шкаторины в виде более резкого изменения профиля (рис. 3, б); чрезмерио большие размеры накладок при оформлении задней шкаторины паруса (рис. 3, в); чрезмер-ная полнота паруса (рис. 3, г).
В первом случае для устранения дефекта необходимо распороть усиление в дефектной области, устранить предварительиое натяже-ние материала и согласовать характеристики растяжения усиливающего материала с соот-ветствующими характвристиками основного материала паруса. Обычно это достигается при расположении основы материала усиления под несколько другим углом, чем основная ткань паруса, по отношению к действующим усилиям.
Во втором и третьем случаях профиль по-лотниш вблизи задней шкаторины необходимо изменить, уменьшив крнвизиу сшиваемых кро-мок или величину закладок в этой же области. Для этого необходимо распороть швы профи-лироваиных полотниш и после исправления профиля вновь застрочить. Если парус имеет чрезмерную полноту для данных погодных условий, то неизбежно его перекраивание или замена бсшее шюским.
Излишне натянутая задияя шкаторина стакселя оказывает большее отрицательиое воздействие, чем тугая задняя шкаторина гро-та. Кроме того, что стаксель плохо работает, он направляет поток воздуха на подветренную поверхность грота, ухудшая его профнль и тягу. У стакселя причнны излишнего натяже-ния зад’ней шкаторины те же, что у грота. по-этому приемы их устранения аналогичны. Ре-комендуется также увеличение вогнутости зад-ней шкаторины стакселя, но не более чем на 2 % от длины шкаторииы.
Дефекты передней шкатори-н ы. К дефектам грота и стакселя можно отне-сти неправильный профиль в первой трети па-руса — смещение максимума пуза к мачте или к задней шкаторине (рис. 4, а); неправильно выбранная конфигурация серпа (выпуклость или вогнутость) в верхней четверти передней шкаторины (рис. 4,6).
Для устранения первого дефекта полот-нища, начиная с передней шкаторины, необхо-димо распороть на длину, примерно равную 1/3 хорды паруса в данном сечении, затем кромки полотнищ исправить так же, как при устраненни дефектов профиля паруса.
Во втором случае при излишней кривизне положительного или отрицательного серпа в верхией части задняя шкаторина может стать «закрытой», парус будет меньше скручиваться по высоте. При недостаточной кривизне серпа скручивание увеличивается, задняя шкаторииа становится «открытой». В соответствии с ха-рактером дефекта необходимо откорректиро-вать конфигурацию серпа по передней шкато-рине (иногда требуется изменить профиль шкаторины по всей высоте паруса).
Наиболее частыми дефектами ниж-ней шкаторины грота являются непра-вильный профиль задней трети паруса (при большой кривизне здесь образуется «закры-тая» задняя шкахорина, а при малой — слиш-ком открытая) или неправильный профиль всей нижней шкаторины, что вызывает дефор-мацию профиля паруса при его переходе от гика к основной части.
В первом случае исправлению подлежит примерно 25 % задней части профиля нижней шкзторины, во второн — иеобходимо откор-ректировать очертание нижней шкаторины по всей ее длине. Нижияя шкаторина стакселя может быть и слишком слабой, и слишком иатянутой; иметь и чрезмерно большой, и чрезмерно малый серп.
Первые два дефекта исправляют, делая но-вые закладки при слишком слабой или осво-бождая имеющиеся закладки в этой области при чрезмерно тугой шкаторине. Суммарная ширина закладок не должна превышэть 5 % длины шкаторины, а концы закладок не долж-ны пересекать линию, соединяющую шкотовый и галсовый углы паруса.
Серп нижней шкаторины стакселя целе-сообразно уменыиить лишь в случае, если он действительно мешает. Дефекты углов парусов выража-ются преимущественно в виде морщин, исхо-дящих из рассматриваемого угла паруса. Близ шкотового угла грота морщины могут появляться из-за:
— чрезмерной кривизны профиля нижней шкаторины близ шкотового угла (рис. 5, а);
— чрезмерного натяжения задней шкато-рины, особеино если она имеет небольшую вы-пуклость близ шкотового угла (рис. 5,6);
— оишком длинной нижней латы н макси-мума серпа задней шкаторины, смещенного к шкотовому углу (рис. 5, в);
— неправильного расположеиия люверса (рис. 5, г).
Морщины, вызванные чрезмерной кривиз-ной профиля нижней шкаторины близ шкото-вого угла, можно устранить, уменьшив кри-визну профиля. При излншне натянутой зад-ней шкаториие отдают закладки (уменьшают их величину) близ задией шкаторины или за-ново профилируют полотнища в этой же обла-сти. Устраняя излишек серпа, рекомеидуется одновременно уменьшить длину нижней латы.
Морщииы у галсового угла грота могут быть вызваны неправильно установленной оковкой на гике (рис. 6, а), чрезмерной кривиз-ной передней и нижней шкаторин близ угла (рис. 6, б), неправильно поставленным лювер-сом (рис. 6, в). В первом случае оковку необходимо так переставить, чтобы при креплении в ней галсо-вого угла паруса не создались чрезмерные уси-лия, напрягающие ткань паруса. В остальных случаях иужно изменить кривизну профиля пе-редней и нижней шкаторин у галсового угла или переставить люверс.
Морщины у фалового угла грота в боль-шиистве случаев появляются из-за неправиль-ного крепления фаловой дошечки к парусу или неправильного направления тяги грота-фала (рис. 7). В первом случае необходимо отсоеди-иить фаловую дощечку и закрепить ее на рас-правленном парусе, во втором — сместить точку крепления фала иа дощечке ближе к мачте.
Моршины у галсового угла стакселя возни-кают в случае, когда коуш галсового угла пло-хо вшит в материал паруса (рис. 8, а, б) или нижняя шкаторииа стакселя имеет большую крнвизну у этого угла. Неправильно постав-ленный коуш необходимо переделать, а мор-щины, вызванные большой кривизной нижней шкаторины, устранить перепрофилированием и применением технологической закладки в галсовом углу (рис. 8, в).
На лавировке при сильных ветрах морщины нередко возникают у шкотового угла стакселя. Это вызвано неравномерной передачей усилий от шкота к парусу. Для устранения этих мор-щин в шкотовом углу рекомендуется постави1ь усиление — боут максимальных размеров и из толстой ткани. Ткань в боуте следует так ориентировать, чтобы нити основы совпали с направлением действующих усилий.
Устранение морщин в углах парусов — весьма трудоемкая работа, поэтому выполнять ее имеет смысл в том случае, если вы увереиы, что морщииы ухудшают аэродинамическую эффективность паруса. Дефекты шитья парусов. Пере-мешение полотнищ вдоль и поперек в процессе их сшивки вызывает искажеиие профиля паруса, появление морщин, наличие участков с излишне натянутым и слишком слабым мате-рналом.
Максимальная стрелка профилей на полотннщах колеблется от нескольких милли-метров до полутора десятка миллиметров. Можно представить, какую относительную по-грешность дают 2—3-миллиметровые смешсния полотннша при пошиве! Для устранения такнх неисправностей необходимо распороть дефект-ный участок шва и по 200—250 мм в обе сто-роны от дефекта, затем нанести правильный грофиль контура полотнища н аккуратно сшнть распоротый участок. Полотнища реко-мендуется зафнксировать липкой лентой.
Шитье неправильно ртрегулированной ма-шинкой вызывает появлсние моршин вдоль строчкн. Такой дсфект встречается чаще у спи-накеров и устраняется, как в предыдушем случае. Еслн ликтрос находится под напряжением относительно основного материала при на-чалыюн ликовке или сократился в процессе эксплуатации, появляются морщины вдоль пе-редней или нижней шкаторины. Для их устра-нення необходнмо отпороть ликтрос от паруса, затем пришить. предварительно закрегшв его в нескольких точках по длине шкаторины.
Прнчиной морщии может оказаться лю-верс, поставленный слншком далеко от ликтро-са. Его следует поставить на новое место, заделав прежнее отверстие в парусе. Д.е фекты спинакера. В отлнчие от основных парусов, полнота спинакера образу-ется только при помощи профнлирования по-лотнищ. Поэтому увеличить или уменьшить полноту профиля спннакера можно лишь за счет соответствующего изменения формы кро-мок отдельных полотнищ (рис. 9, а, 6). Ана-логнчный способ применяют для корректи-ровкн лолноты верхней или нижней частей спи-накера.
Как и в случае основных парусов, у спина-кера могут быть искажения профиля близ шка-торин и в дополнение к этому искажения сред-ней части профиля. Эти дефекты устраняются также нзменением профилей полотнищ в соот-ветствующих областях. Морщины у шкотового и брасового углов спинакера возникают главным образом из-за неравномерной передачн усилий от снастей бегучего такелажа к парусу и большой кри-визны шкаторин близ этих углов.
Устранение этих дефектов начинают с по-становки усиленнй — боутов в углах паруса. Их размеры следует делать максимально раз-решенными правилами постройки яхт дан-ного класса и применять макснмально разре-шенное число слоев ткани. Для улучшения рас-пределения усилий от шкотов на парусе целесообразно выполннть боуты, как показано на рис. 10. При необходнмости можно корректи-ровать профили шкаторин близ углов.
X. Линд
Источник: «Катера и Яхты», №121.
03.02.2014 Posted by yachtshipyard |