Учебный план курса «Рулевой дневного плавания»

04 Февраля 2014

Занятие №

Тема

часы

  1.  

Общие сведения о парусных судах (яхтах)

Классификация яхт:

·         по назначению - гоночные, крейсерские, крейсерско-гоночные;

·         по району плавания - речного, озёрного, прибрежного, морского плавания

·         по типу корпуса - швертботы, с балластным фальшкилем, компромиссы, многокорпусные яхты, виндсерфы.

Основные различия в конструкции яхт в зависимости от района плавания

Классификация яхт по типу вооружения:

        паруса прямые и косые;

        вооружение гафельное, гуари, бермудское;

        Одномачтовый кет, шлюп (тендер), двухмачтовый йол, кэч, шхуна.

Основные размерения судов:

        длина наибольшая,

        ширина по палубе,

        осадка, высота надводного борта,

        мидель, диаметральная плоскость,

        ватерлиния, длина по ватерлинии,

        водоизмещение.

Материалы, используемые для постройки:

дерево, металлы, пластмассы, углепластик, композитные суда.

Спортивная классификация и правила обмера:

     монотипы, формульные классы, свободные  (открытые) классы

     системы обмера, гоночный балл яхты, гандикап.

Ответственность владельца по отношению к обмеру.

Мерители, подготовка к обмеру, обмерные марки.

Основные части яхты.

Корпус: нос, корма, свесы (носовой, кормовой), борта (правый, левый), днище, скулы, транец, палуба.

Палуба: бак, ют, шканцы.

Кокпит: открытый, закрытый (глухой), самоотливной.

Подпалубное пространство: трюм, слани, каюта, камбуз, кубрик, форпик, ахтерпик.

Люки: входные, световые (форлюк, ахтерлюк). Иллюминаторы.

Надстройки над палубой: рубка.

Парусное вооружение яхт.

Типы парусного вооружения: прямое вооружение (корабль, бриг),

смешанное   (барк,   баркентина,   бригантина),   косое  (люгерное,   латинское,   рейковое, шпринтовое, гафельное), бермудское (кэт, шлюп, тендер, йол, кэч, шхуна).

Теория парусного судна.

Курс яхты, компасный курс, курс относительно ветра.

Острые курсы: бейдевинд крутой и полный; галфвинд; полные: бакштаг острый и

полный, фордевинд, положение левентик.

Галсы правый и левый.

Дрейф, лечь в дрейф, дрейфовать.

Стороны яхты подветренная и наветренная  Положения на ветру, под ветром  Прямо

по носу, прямо по корме, впереди с наветра (подветра), сзади с наветра (подветра), на

траверзе с наветра (подветра).

Курсовый угол. Уваливание, приведение к ветру. Перемена галса   Поворот оверштаг.

фордевинд.

Аэродинамика паруса.

Форма паруса.

Возникновение, величина, направление аэродинамической силы, влияние на неё мачты, завихрений на подветренной стороне паруса.

Удлинённость паруса, пузо паруса.

Угол атаки

Центр парусности и центр приложения аэродинамической силы

Зависимость аэродинамической силы от удлинения, пуза и угла атаки

Вымпельный ветер, его сила и направление на разных курсах и на разной высоте над уровнем водной поверхности.

Составляющие аэродинамической силы:сила лобового сопротивления, подъемная сила, сила тяги, сила дрейфа, сила крена.

Критический угол атаки.

Влияние передних парусов на работу грота

Зависимость эффективности  работы  стакселя от его размеров, положения

относительно грота, наличия штага, проводки и натяжения шкотов, положения кип, покроя.

пузатости и качества подветренной стороны.

Влияние подъёмной силы и лобового сопротивления на силу тяги и силу дрейфа на

разных курсах.

Влияние величины и места расположения пуза паруса на его подъёмную силу в

условиях ветра разной силы.

Способы регулировки пуза паруса в зависимости от силы ветра.

Влияние удлинения паруса на его аэродинамические характеристики на разных курсах

Преимущества и недостатки бермудского и гафельного вооружения.

Влияние мачты на аэродинамические характеристики паруса.

Влияние   лобового   сопротивления   вооружения   яхты   на   её   ходовые   качества.

3

  1.  

Набор судна.

Продольный: киль, кильсон, фор- и ахтерштевни, транец, стрингеры, привальные брусья, Назначение деталей продольного набора.

Поперечный набор: шпангоуты, флоры, бимсы, полубимсы, усиленные бимсы, банки.

Фальшкиль и его крепление.

Степсы. Их устройство и крепление.

Переборки, их назначение и крепление, пилерсы.

Обшивка: вгладь, кромка на кромку, клеевая, шпоновая, пластиковая. Способы крепления обшивки к набору.

Палубный настил. Деревянная палуба. Детали палубного настила, пластиковая палуба.

Люки, их назначение, расположение, устройство, крепление.

Устройство открытых и самоотливных кокпитов.

банки, их крепление.

Путенсы для стоячего такелажа, их крепление к стоячему такелажу.

Пяртнерс, клинья, брюканец.

Рулевое устройство.

Рули постоянные: баллер,  перо, петли, пятка с подпятником, головка, румпель,

удлинитель румпеля, гельмпорт.

Рули навесные: рулевая коробка, перо, сорлинь, рулевые петли, шкворень, румпель

Дистанционное управление, штуртросы.

Швертовое устройство.

Назначение шверта.

Шверт, швертовый колодец, шверт-тали.

Материалы, применяемые для изготовления швертов.

Шверты: мечевидный (прямой), секторный.

усториство швертового колодца: основание, стенки, стойки, планштырь, крепление к килю, флорам (кницы, распорки, банки).

Устройство для швартовки:

Швартовые концы, клюзы, полуклюзы, киповые планки, битенги, утки.

Рангоут.

Части рангоута бермудского и гафельного кэта, шлюпа: мачта, гик, гафель, реек

стакселя, спнакер-гик, штагпирс, бушприт.

Материал для изготовления рангоута: дерево, металл, пластик.

Конструкция деревянного рангоута: цельный, клееный, пустотельный, складная мачта.

Части мачт: топ, шпор.

Устройства для применения и проводки такелажа: краспицы, оковки, роульсы части гика, гафеля, рея, спинакер-гика; нок, пятка, усы. Устройство крепления их к мачте: вертлюги, усы, бейфуты.

Устройства для крепления и проводки такелажа: оковки, стрелки, шпрюйты, блоки роульсы.

Устройства для крепления парусов к рангоуту: ликпазы, рельсы.

Такелаж. Такелаж стоячий и бегучий. Дельные вещи.

Стоячий такелаж: ванты (основные, топовые, ромбовидные), штаги (основной, топштаг), бакштаги, ахтерштаги. их назначение.

Крепление их к мачте и к корпусу судна путенсы, талрепы, рычажные устройства, лебёдки.

Материал для стоячего такелажа.

Бегучий такелаж.   Части бегучего такелажа бермудского и  гафельного кета,  шлюпа

Назначение снастей. Материал для бегучего такелажа.

Лебёдки, тали, их назначение, части, выигрыш в силе.

Различные типы блоков, их устройство.

Устройство для крепления бегучего такелажа: погоны, стопоры, ушки, гаки 

Релинги, леера.

Паруса. Паруса основные, дополнительные, штормовые.

Части паруса; углы и шкаторины трёх- и четырёхугольных парусов, ликтрос, боуты

фаловая дощечка, люверсы, латкарманы, рифштерты

рифшкентели, рифкренгельсы, булинь

Крепление парусов к рангоуту: галсы, бензель, грота-шкот, рифшкентнль, штыкболт.

Крепление паруса к мачте при бермудском вооружении = ползуны, ликпаз.

Крепление стакселя: раксы, карабины.

Материалы для парусов, их характеристики

.

3

  1.  

Теория яхты

Инерция  яхты,   плавучесть,   остойчивость  (поперечная  и   продольная)   швертботов   и

килевых яхт.

Приближённая величина'допустимого и относительного крена для яхт различных типов.

Причина опрокидывания яхт на разных курсах.

Дифферент.

Устойчивость на курсе, поворотливость, маневренность (управляемость).

Действие руля при переднем и заднем ходе.

Термины: «право (лево) руля!», «прямо руль!», «одерживай!», «так держать!».

Гидродинамическая сила,

её положение в зависимости от курса, относительно ветра,  скорости яхты, дрейфа,крена.

Её составляющие:  сила сопротивления движению яхты и сила,  противодействующая

дрейфу.

Сопротивление трения, формы, волновое сопротивление, добавочное сопротивление.

Глиссирование.

Влияние формы руля, шверта. киля.

Гидродинамическое сопротивление. Влияние крена на сопротивление корпуса

Управление яхтой:

Острые курсы.

Лавировка 

Угол атаки для установки грота в зависимости от силы ветра. Выбор оптимального угла лавировки.

Выбор парусов на сильный и слабый ветер. Приёмы изменения формы, профиля и площади парусов. Скручивание паруса, оттяжка гика.

Места расположения кип для стаксель-шкотов, места крепления гика-шкотов. Взаимодействие грота и стакселя     Лавировка в слабый ветер Настройка стаксель-шкотов.

Отработка отходов - заходов ветра, предвидение изменения силы и направления ветра Работа грота.

Крен и продольный дифферент. Лавировка в сильный ветер и на волне Расположение кип,  работа парусами, угол установки стакселя и грота, откренивание дрейф, чрезмерное приведение к ветру. Работа на порывах ветра. Продольный дифферент. Сработанность экипажа. Отработка волн.

Поворот оверштаг при разной силе ветра Основные ошибки и их исправления Влияние других яхт на скорость яхты на лавировке. (Впереди, на ветру, под ветром позади.)

Полные курсы.

Дополнительные паруса. Спинакер, его установка и работа на разных курсах, и при

разной силе ветра.

Раскачивание яхты в поперечной ПЛОСКОСТИ И способы его уменьшения. Работа парусов

оттяжка гика.

Крен, продольный дифферент.     

Использование попутных волн, волнового течения

Выбор пути на курсе фордевинд в слабый и средний ветер. Влияние рядом идущих яхт,

конус покрытия.

Поворот фордевинд в слабый, сильный ветер, на волне.Брочинг.

Особые случаи при управлении парусным судном.

Постановка и уборка парусов.

Отход от бона, бочки.

Подход к бону, бочке.

Постановка на якорь и снятие с якоря.

Посадка на мель и снятие с мели в различных ветровых и волновых условиях.

Буксировка.

Спасение  человека  упавшего за  борт.   Маневрирование  на  различных  курсах,

подход к человеку и подъём на борт.

Оказание помощи судну, терпящему бедствие.

3

 

  1.  

НАВИГАЦИЯ.

Форма и размер Земли .

Географические координаты.

Единицы длины и скорости, принятые в судовождении.

Видимый горизонт и его дальность.

Дальность видимости огней и предметов.

Счет направлений на море.

Системы деления горизонта.

Сравнение  различных систем навигации:

     - с использованием GPS приёмника.

     - магнитного компаса.

     - гирокомпаса.

      - астронавигационных методов

Истинный курс и истинный пеленг, курсовой угол.

Понятия земного магнетизма.

Использование магнитного компаса.

Магнитные курсы и пеленги.

Выборка магнитного склонения.

Определение девиации магнитного компаса.

Исправление и перевод курсов и пеленгов.     

Мореходные приборы и инструменты.

Морские карты.

Классификация морских карт.

Графическое счисление пути судна.

Прокладка при отсутствии дрейфа и течения.

Учет постоянного течения при прокладке.

Дрейф судна, определение угла дрейфа.

Совместный учет дрейфа и течения.

Определение пути судна по пеленгам неподвижного ориентира и времени.

Основные формы аналитического (письменного) счисления

Точность аналитического счисления.

Ведение прокладки при приливно-отливном течении.

Ведение прокладки при совместном учёте дрейфа и течения

Визуальные методы определения места судна на море.

Необходимость обсервации и что такое обсервация.

Определение места судна по измерению направлений.

Способ измерения горизонтальных углов.

Способ двух и трех пеленгов.

Визуальные методы определения места судна по измерению расстояний.

Определение места судна по измерению расстояний.

Крюйс-пеленг.

Определение поправки лага по обсервации.

Ведение судового журнала, штурманский блокнот, основные правила ведения этих документов..

3

  1.  

МЕТЕОРОЛОГИЯ.

Основные понятия предмета метеорологии

Метеорологические    элементы:    атмосфера,    температура,    давление-  атмосферы,

влажность воздуха, облачность, осадки, видимость, ветер.

Приборы: барометр, барограф.

Изобары, барические системы:   циклоны (депрессия), антициклоны, ложбина, гребень, седловина.

Атмосферные осадки: дождь, морось, роса, снег, крупа, град, иней, изморось, ливневые,

обложные, моросящие.

Туманы адвективные, радиационные, сухая мгла.

Атмосферные фронты, тёплый, холодный, их характеристики

Облака    нижнего    яруса    (слоистые,    слоисто-кучевые,    слоисто-дождевые    и    т.п.),

вертикального  развития  (кучевые,  кучево-дождевые),  среднего  яруса  (высококучевые,

высокослоистые), верхнего яруса (перистые, перисто-кучевые, перисто-слоистые).

Ветер.Причины его образования.

Направление. Единицы скорости. Анемометр

Ветер постоянный, ровный, порывистый, шквальный.

Шквалы и смерчи.

Ветры господствующие (пассаты), сезонные (муссоны, фен, бора, сирокко и др.)

Скорости и направления ветра в депрессии (циклоне) и антициклоне.

Местные ветры: бризы, вертикальная подоблачная циркуляция воздушных масс, термики

Шкала Бофорта.

Течения:

морские, отливные,, приливные, речные, ветровые, поверхностные.

Волны

Элементы  волны:   гребень,   вершина,  ложбина,   подошва,   высота,  длина,   крутизна, период, скорость, направление распространения.

Поверхностные течения на волне, их влияния на курсы швертботов и килевых яхт.

Ветровые волны, разгон ветра, его длина. Величина волны в зависимости от времени воздействия ветра.

Рябь,   зыбь,   мёртвая   зыбь,   ненормальные   волны,   прибойные   волны,   стоячие   и отражённые волны.

 Рефракция и дифракция волн.

3

  1.  

ТАКЕЛАЖНОЕ ДЕЛО.

Такелажные и парусные работы.

Тросы.

Растительные (манильские, сизальские, пеньковые, хлопчатобумажные), синтетические, стальные. Их сравнительные качества, применение, уход за ними.

Узлы, их назначения: прямой, выбленочныи, штык, буксирный, стопорный, удавка, восьмёрка, шкотовый, брамшкотовый, беседочный.

Такелажные работы.

Сплесень, огон на растительных (синтетических) и стальных тросах.

Заделка концов, репка.

Марка простая и прошивная

3

  1.  

ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ по ВВП

Атласы ВВП

Лоция.

Ограждение опасностей на ВВП и на море.

Латеральная и кардинальная системы. Регионы А и В.

 

3

  1.  

ГОНОЧНЫЙ ЯХТИНГ

Правила Парусных Гонок.

Назначение, Способы обеспечения выполнения Правил.

Раздел 1.

Раздел 2.

Правила расхождения.

Ответственность за нарушение правил.

Тактика парусных гонок.

 

3

 

Всего часов:

24

Print