Зачем ребенку парус ?

02 Апреля 2014

Много лет назад папа за руку отвел меня в яхт-клуб. Здесь, с другими мальчишками и девчонками мы шкурили яхты, ловили рыбёшку в гавани и выходили в море. Дворовые драки и отцовская папироса в подворотне не обошли и меня. Но детская парусная школа с теорией морской практики, такелажным делом, бассейном и футболом расставили приоритеты, я стал лучше успевать в школе, уверенность и ответственность постепенно вселялись в меня. Лето в спортивном лагере — незабываемо. Внутренняя свобода и парусное братство зарождались и крепли в нас, мальчишках и девчонках. «Тусовочные понты» подрастающей шпаны были ниже нашего достоинства. Мы начинали понимать, что такое полноценная жизнь...

Алексей СТАРКОВ, яхтенный капитан

            Нас беспокоит будущее наших детей, и это естественно. Ведь дети и есть наше будущее. Множество мальчишек и девчонок мечтают о парусах. Сотни книг, фильмов, песен рассказывают им про море, отважных капитанов, а гордые силуэты парусных красавиц – бригантин то и дело тревожат детские сны. А могут ли они стать явью? Где наяву найти паруса, брызги волн, ветер и настоящую дружбу? Конечно же, в парусном спорте! Вот спорт для смелых и решительных – борьба с соперниками, ветер, скорость. Многие уверены, что в нашем мире прогресса, высоких скоростей и громадных океанских лайнеров места парусным яхтам не осталось. Разве что в фильмах. Но это не так – паруса есть и будут всегда, пока есть на свете романтики, которым не нужны круизы и отели с ресторанами, а нужны – ветер, трудности, адреналин и пьянящая радость победы.

Зачем детям заниматься парусным спортом? На эти вопросы кратко не ответишь. Во-первых, поскольку просто существуют море, ветер и парус. Они притягивают, их трудно не любить. Для одних здесь главное — романтика, для других — острота ощущений. Некоторые приходят в парусный спорт по семейной традиции.

Какие они, нынешние дети? Готовы ли они к парусному спорту?Сейчас многие жалуются, что дети растут не целеустремленными, пугает избыток соблазнов — компьютерные игры, мультики, МТV... Парусный спорт и учит детей целенаправленной деятельности, отлично формирует характер. Он требует разносторонней подготовки, причем, без запредельного развития каких-то отдельных качеств. Нужно уметь думать почти как в шахматах, угадывать ветер и просчитывать “ходы” соперников. Нужна физическая подготовка — сила, выносливость, координация. Надо уметь работать руками: без этого не подготовить яхту к гонкам. Это тоже ответ на вопрос “зачем?” Парусный спорт дает прекрасную возможность воспитать характер, уверенность в себе, в своих силах. Один на один с ветром, с волнами выше головы... Не все получается сразу, но когда подросток научится, преодолеет себя, его за уши не оттянуть от сильного ветра и волн.

Ты помнишь, как все начиналось…

А начинается все обычно со швертботов. Детский или юношеский швертбот – это такая маленькая яхточка, рассчитанная на экипаж из одного или двух человек. У нее нет киля, как у настоящей парусной яхты, а вместо него в специальное отверстие швертового колодца вставляется похожий на плавник шверт. Такие яхточки обычно меньше, легче и проще в управлении. Даже перевернув швертбот, экипаж может своими силами вернуть его в нормальное положение, и, как ни в чем не бывало, продолжить плавание. Самые юные рулевые тренируются обычно на «Оптимистах», а, став постарше, переходят на «Кадеты» и «Лучи».

А всем ли можно?

Парусный спорт довольно лоялен к своим последователям. Девочки, несмотря на распространенное заблуждение, что женщина на корабле – к несчастью, часто ходят под парусом, и берут призовые места в парусных гонках и регатах. Случается, что болезненные, слабенькие мальчики, «заболев» парусами, забывали про простуды и насморки навсегда. И действительно, что может закалить здоровье лучше свежего воздуха, солнца, воды и активных физических нагрузок?  Ограничения относятся к людям, которым в принципе противопоказаны водные виды спорта. Например, при некоторых заболеваниях, где противопоказано переохлаждение. Тут уже решает врач, с которым обязательно нужно посоветоваться прежде, чем выбрать парусный спорт. А вот опасность хождения на парусных яхтах несколько преувеличена. Конечно, если говорить о большом спорте, кругосветных и трансатлантических регатах, океанских яхтах, то опасность присутствует – океан остался океаном, и он так же суров, как и когда его воды бороздил Магеллан или  Крузенштерн, однако, детский парусный спорт вряд ли может представлять серьезную опасность. Во-первых, при отсутствии больших водных просторов неоткуда взяться большим ветрам и волне, представляющим опасность для парусной яхты. А во-вторых, дети выпускаются на воду только в спасательных жилетах, это общее правило, а на воде дежурит судно, способное оказать экипажу, терпящему бедствие, любую необходимую помощь.

Легко ли стать капитаном…

Есть среди приверженцев парусного спорта такая присказка, или поговорка – «Паруса белые только издали». Смысла у нее два. Первый – прямой. Паруса ведь не хранят за стеклом в музее. Их мочат дождь и брызги, треплет ветер, их хватают руками, притом не всегда вымытыми с мылом – в таких условиях трудно остаться белоснежными. А второй смысл переносный. Хорошо мечтать о парусах, спокойно сидя дома на мягком диване с книжкой, или перед телевизором. Но если парусный спорт пришел в твою жизнь – покоя не жди. Паруса приносят с собой холодный ветер и брызги, напряжение всех сил физических – в управлении яхтой в сильный ветер, и умственных – в попытках овладеть всеми теоретическими премудростями. Да, кроме скольжения под белым парусом, немало часов придется провести на берегу, уча многочисленные и разнообразные предметы – от типов и классов яхт, до их устройства и ремонта, истории парусного спорта, основ навигации, лоции, метеорологии, сигнальных флагов, тактики гонок и многого другого.

А после изучения – сдавать самые настоящие, весьма серьезные экзамены, чтобы доказать свои знания и умения, и получить права рулевого. Кроме того, в большинстве клубов уход за судном, его ремонт и поддержание в хорошей форме тоже ложится на плечи экипажа. То есть придется научиться держать в руках отвертку, шкурку, кисти, иглу для парусов и обращаться со шпатлевками, красками и клеями. Настоящий капитан яхты должен знать и уметь все.

Несколько слов о нашем летнем парусном лагере и системе работы  с детьми в нём. В лагере дети занимаются парусным спортом по 6 часов в день, 6 дней в неделю. Но они занимаются любимым делом, и, кроме того, к каждому применяется индивидуальный подход. Для маленьких или тех, кто устал, нагрузка меньше. При этом у ребенка есть выбор — постараться преодолеть себя и продолжить тренировку или при первой возможности улизнуть на пляж. И мы помогаем сделать правильный выбор.

Мы заботимся о том, чтобы у ребят были не одни только гонки — организована культурно-образовательная программа смены лагеря, полноценный летний отдых детей с купанием и играми. Для детей созданы самые комфортные условия питания и проживания в лагере.

Мы планируем результат и работу детей на предстоящем занятии. Делаем это вместе с детьми. Анализируем результаты соревнований, способности детей, тенденции развития. Ставим задачи “минимум” и “максимум” — вместе с детьми! Будешь заниматься кое-как — будет один результат. Сможешь «не валять дурака», не просиживать часами, уткнувшись в телевизор, а брать по 30 стартов за тренировку, по 20 поворотов фордевинд на дистанции — результат будет иной.

Выезды на соревнования, особенно на международные регаты, дают возможность ребенку проявить себя. Знание английского языка даже на уровне школы в сочетании с желанием общаться приводит к феноменальным результатам.

Подготовить победителя — еще не все. Следует продвигать не какого-то одаренного мальчика или девочку, опираясь на их природные данные и возможности родителей, а создать команду, которая смогла бы продвигать себя. Наша основная идея — в создании дружной команды, где слабые “поднимают” наверх сильных, а сильные подтягивают за собой остальных. Именно так мы относимся к текущим результатам.

В предыдущие годы было замечено, что подготовка яхтсменов-гонщиков, часто приводит к резкому ухудшению психологической атмосферы в детском коллективе. Задача «победить любой ценой» оставляла "за бортом" детей со средними и слабыми способностями к гонкам. Им становилось неинтересно, и они уходили. А ведь именно они в начале работы составляли костяк парусной секции. Так что если мы хотим сохранить детский коллектив, то важным условием должна стать педагогическая работа с детьми, а не только подготовка спортсменов-гонщиков. Педагогическая работа в виде воспитания в детях определенных качеств характера, их физического, интеллектуального и духовного развития востребована родителями детей. В результате ребёнок получает профилируемую подготовку в области парусного спорта и туризма и дополнительно массу специфических знаний и умений в различных областях человеческой деятельности. Кроме этого, в совместной деятельности и общем преодолении трудностей сплачивается детский коллектив. Кристаллизуется серьезные дружеские отношения, оттачивается твердый характер детей. Они учатся помогать друг другу, быть внимательными и душевными.

(текст взят с сайта www.pacificosail.ru Центра парусного спорта «Пасифико» г.Владивосток)

Print

Новости