01 Мая 2016
Настоящий человек и моряк
Всегда есть люди, личности, которые остаются в
исторической памяти народа. В новейшей истории Даге-
стана и России достойное место вправе занять Евгений
Александрович Гвоздёв, истинный гражданин и патриот,
который многое сделал для прославления лучших чело-
веческих качеств и сближения народов. Он нашел для
этого свой собственный путь — через покорение морей и
океанов.
Евгений Гвоздёв родился 11 марта 1934 года в го-
роде Пинске Белорусской ССР. В 1937 году арестовали
его отца, из сталинских лагерей отец не вернулся... Мать
погибла во время фашистской бомбежки. Мальчика вос-
питывала дальняя родственница. С 1949 года Евгений
жил в Дагестане, в Махачкале. Окончил мореходное училище в Астрахани и 35 лет плавал судо-
вым механиком на крупных рыболовецких судах, продолжая хранить еще юношескую мечту о
кругосветных плаваниях. Будучи уже зрелым человеком, Гвоздёв смог приступить к подготовке
к ее осуществлению. За два года упорного труда к лету 1979 г. ему удалось своими руками по-
строить из списанного вельбота яхту, которая получила название «ГЕТАН», состоящее из пер-
вых букв имен: Гвоздев Евгений, супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья.
В 1979 – 1982 г.г. Гвоздев пересёк Каспий в одиночку и с экипажем более 50 раз, пройдя
около четырех тысяч миль, в том числе во время зимних штормов. Теперь он был готов выйти в
океан, но... настойчивые попытки получить если не поддержку, то хотя бы разрешение на пла -
вание за рубеж привели лишь к тому, что у Гвоздева отобрали документы на «ГЕТАН», а затем
и сама яхта была разграблена и сожжена. Границы СССР были на надежном замке, прежде
всего для собственных граждан. И только после падения тоталитарного режима и трудного ро-
ждения новой России «железный занавес» начал разваливаться. Впрочем, до сих пор его облом-
ки мешают и нашим яхтсменам, и редким зарубежным гостям.
Евгению Гвоздёву принадлежат два невероятных мировых достижения, которые золотыми
буквами вписаны в историю парусного спорта. Это уникальные путешествия вокруг света в оди-
ночку на маленьких яхтах, совершенно не предназначенных для продолжительных плаваний в
открытом океане. Неприспособленность этих судов к морской стихии компенсировалась волей
и несгибаемым духом того, кто вел их в дальние многолетние плавания — капитана
Е.А.Гвоздёва.
Первое путешествие он совершил на яхте «Лена» — швертботе класса микро длиной
5,5 м. Это судно, согласно существующим инструкциям, предназначено лишь для плавания в
защищенных водах при минимальном волнении. Кругосветка длилась немногим более 4-х лет, с
1992 по 1996 гг. Мог Гвоздёв и не вернуться из нее: в августе 1995-го на «Лену» напали сома-
лийские пираты, спасся капитан чудом. На его же глазах было проведено голосование —
расстрелять или отпустить. Обобрав до нитки, отпустили — восемью голосами против шести.
5Второе кругосветное плавание, также длившееся 4 года, с 1999 до 2003 гг., Гвоздёв совер-
шил на совсем крохотной яхте «Саид» длиной 3,7 м, собственноручно построенной из списан-
ной шлюпки. Ее строительство завершилось на балконе квартиры мореплавателя. Это судно
вообще не поддается классификации с точки зрения безопасности морского путешествия. Кста -
ти, это самая маленькая яхта, которая прошла через Магелланов пролив.
Но главный подвиг Гвоздёва, сделавший его истинным героем России — будучи рядовым
пенсионером, он шел вокруг света без какой-либо международно-правовой, финансовой, да и
элементарной моральной поддержки со стороны государственных и дипломатических служб, с
самыми скудными средствами, зачастую голодая и надеясь на помощь коллег-яхтсменов и
встретившихся на пути российских судов. И он осуществил свою мечту. Наверное, немного в
мире людей, способных совершить нечто подобное.
Евгений Гвоздёв — первый российский кругосветчик, который и стартовал и финиширо-
вал в России. На земле своей Родины. Ни в царской России, ни в СССР никто до Гвоздёва в
одиночку не совершал подобного. Мы знаем, что первым россиянином, обошедшим на яхте во-
круг света, был Фёдор Конюхов. Но он стартовал с территории Австралии, шел на современной
океанской яхте зарубежного производства и финишировал в порту той же далекой страны.
Трудно однозначно сказать, чей это был рекорд — российский или австралийский.
В свое третье кругосветное плавание отважный дагестанский мореход Евгений Алексан-
дрович Гвоздёв отправился 20 сентября 2008 г. из черноморского порта Новороссийск. Пода -
ренная ему за полгода до этого новая яхта (швертбот класса микро, как и «Лена»), по
сравнению с «Саидом», как отмечал Гвоздёв, была почти крейсером.
Назвал он ее «ГЕТАН-II», в память первой самодельная яхты, на которой он многократно
вдоль и поперек пересекал Каспийское море.
После возвращения «Саида» из плавания четыре года просидел дома, об-
завёлся брюшком, задница приросла корнями к дивану, мышцы атрофирова-
лись… и вдруг с ужасом понял, что если я сегодня не встану с дивана и не
отправлюсь в очередное плавание, то завтра придётся отправляться на собесе -
дование к самому Господу Богу. Понял и выбрал океан.
Е.А.Гвоздёв