Родителям на заметку. С подзатыльником не дотянешься.

01 Февраля 2014

Родителям на заметку:
С подзатыльником не дотянешься

По материалам книги Фила Слейтера “Optimist Racing” — “Руководство для спортсменов, родителей и тренеров”.

Кому не знаком образ родителя, возвышающегося над плачущим ребенком после гонки и кричащего: “Я говорил тебе идти влево (вправо) на лавировке, говорил... говорил!..” Конечно, это нетипичная картина, но некоторые родители дают выход своим отрицательным эмоциям.

Естественно, мы хотим, чтобы у наших детей все получалось, гордимся их победами, огорчаемся, когда они делают ошибки. Роль родителей во время регаты велика — азартные болельщики, они желают своему ребенку только победы. Им приходится мерзнуть на берегу и сокрушаться, что не могут видеть деталей происходящего на дистанции.

Увы, оплата родителями тренера (их нравы) и приобретение материальной части — далеко не все для того, чтобы их чадо стало лучшим, а вот чувство ответственности за неудачи добавляется к стрессу, полученному ребенком во время соревнований. Да и вообще, знаете ли вы, почему его потянуло к парусу? Может, он честолюбив и талантлив или ему дорога независимость на воде, компания друзей, удовольствие от плеска волн или просто возможность убежать от нудных занятий музыкой или надоевшей учебы в математической школе?

Единицы становятся победителями в национальных и международных соревнованиях, но огромное число людей занимается парусом. И это стремление детей к соревнованиям мы, взрослые, должны обязательно поддерживать, даже если они частенько проигрывают. Наш восторг и восхищение парусным спортом поможет ребенку найти в нем что-то и для себя.

Только в доме, где ребенок чувствует себя защищенным, среди своей семьи он найдет понимание и поддержку. Ребенок прекрасно понимает, что его занятия парусом невозможны без финансовой помощи родителей. И естественно, что он чувствует себя обязанным оправдать их доверие и внимание.

Но вот “свершилось”! Ваш горячо любимый ребенок показал плохой результат. Позвольте дать совет: не начинайте перечислять ему все его ошибки, как только он сошел на берег. Это можно делать, только если он сам того желает в данную минуту. Лучше отложить “разбор полетов” на более позднее время, когда он придет в себя. Между прочим, вам тоже необходимо успокоиться.

Прикиньте свои возможности.
Как скоро вы сможете:

  • быть вежливым после случившегося
  • уделить ребенку внимание со знаком “плюс”
  • спокойно поговорить с ним
  • контролировать свое эмоциональное состояние (сутулые плечи, покрасневшее лицо, и т. д.)
  • обсудить гонку объективно, не перенося своего разочарования на ребенка?

Стоит подумать и вот о чем:

  • Ваш ребенок может знать о парусном спорте, и уж тем более от том, что происходило на дистанции, больше, чем вы думаете. Он может быть сильно огорчен результатом, и зная, что разочаровал вас, будет чувствовать себя еще более несчастным.
  • Частенько бывает, что юный моряк намеренно оттягивает свое появление на берегу, предвидя реакцию своих родителей. Постарайтесь сдержать свои эмоции и просто помогите ему вытащить лодку на берег.
  • Поддержите его по дороге домой, пытаясь делать это естественно. Отдохнув и поужинав, вы явно будете в лучшем настроении, и это поможет объективно решить все проблемы.

Несмотря ни на что ваш ребенок самый лучший. Всегда найдется, за что его можно похвалить даже в полностью проваленной гонке. Самооценку ребенка нужно держать на должной высоте, поэтому будьте внимательны к замечаниям, которые могут ее опустить.

Еще несколько рекомендаций:

  • ставьте перед ребенком реальные задачи
  • одобряйте занятия и другими видами спорта
  • никогда не используйте сарказм
  • не ссорьтесь с родителями других детей и соперниками вашего чада
  • не мешайте тренеру делать его работу

И последний момент: у нас достаточно родителей с тренерскими способностями. Многие приводят детей в парусный спорт, имея свой личный опыт хождения под парусом. Не берите всю инициативу на себя. Будьте внимательны и не ограничивайте способности ребенка, его собственные знания и мнение. Будущий моряк должен поощряться в способности самостоятельно и объективно анализировать свои достижения, ставить цели на тренировках. Выслушав мнение “экспертов”, он должен выработать свою тактику. Родители-парусники должны работать совместно с тренером. Если они не согласны с каким-либо аспектом в обучении, следует обсудить это в личной беседе с тренером, не высказывая неудовольствия при ребенке.

А если папа — тренер, то его главная задача — сделать так, чтобы родное дитя воспринимало его во время занятий только как тренера. Иначе об объективности можно только мечтать.

По материалам журнала “Оптимист” 1-2000

Оригинал статьи http://dspk-rautu.narod.ru/optimist1.2.html

Print